Елизавета Титаренко
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
24.10.2016

Проекты по созданию в России виртуальных операторов мобильной связи (Mobile Virtual Network Operator, MVNO) могут выйти на новый виток развития. На прошлой неделе стало известно о том, что социальная сеть "ВКонтакте" намерена запустить собственного MVNO - VKmobile на инфраструктуре "МегаФона". Кроме того, выяснилось, что оператор Tele2 подписал со Сбербанком соглашение о создании виртуального оператора связи.

Не секрет, что полноценного развития MVNO-сегмента в структуре телеком-рынка в России пока не случилось. Заметными MVNO-игроками в нашей стране можно считать разве что суб-бренды базовых операторов, самый крупный из которых - Yota (ООО "Скартел", 100%-ная "дочка" ПАО "МегаФон"). В 2015 году ему принадлежало 72% абонентов в структуре MVNO-рынка РФ.

Попытки запустить MVNO-проекты в конце прошлого десятилетия не увенчались успехом. Оператор "А-Мобайл", совместный проект гипермаркета "Ашан" и МТС, вышел на рынок в 2008 году, но уже в 2010-м перестал существовать. С 2008 по 2012 годы на основе сетей МТС работал оператор "Аллё", придуманный компанией X5 Retail Group для розничных сетей "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель". Причин этим неудачам может быть несколько. Одна из них: телеком-операторам было выгодно самим осваивать еще растущий, на тот момент, рынок и подключать новых абонентов, которых еще было в достатке. Теперь же проникновение мобильной связи в РФ превышает 170%: как отмечало агентство AC&M Consulting, во II квартале 2016 г. на 145 млн жителей РФ приходилось 251,6 млн SIM-карт. Рынок мобильной связи в России стагнирует, подключать больше некого.

Помочь могут MVNO-проекты. Причем теперь партнерами операторов готовы выступить не розничные продуктовые сети, а компании из другой сферы и совсем с другой клиентской базой. СМИ сообщили, что "внучка" Сбербанка "СБ-телеком" и Tele2 на прошлой неделе заключили соглашение о создании виртуального сотового оператора. Сбербанк надеется за счет MVNO не только популяризовать финансовые услуги среди владельцев смартфонов, но и значительно снизить затраты на обслуживание клиентов, в частности на рассылку SMS. Tele2 сможет получить новых абонентов, которые, подключившись к MVNO Сбербанка, уйдут от других операторов "большой четверки". Причем Tele2 получает доступ к качественной абонентской базе, а не к тем абонентам, которые, получив бесплатное подключение по какой-нибудь акции, пользуются SIM-картой месяц (или пока не закончатся деньги), а потом выкидывают ее.

Другой MVNO, о котором стало известно на прошлой неделе, - совместный проект социальной сети "ВКонтакте" и "МегаФона". Основные пользователи этой соцсети - молодежь, видимо, на них и будет ориентирован новый оператор. Важно отметить, что у соцсети как явления есть хорошие инструменты и для привлечения, и для удержания абонентов своего MVNO-проекта. Например, можно реализовать схему, при которой оплачивать услуги связи можно не только деньгами, но и специальными действиями (просмотрами рекламы, ее перепостами, лайками, заполнением анкет и др.). И это только одна из возможных моделей. Пользу из MVNO-проекта смогут извлечь обе стороны, и оператор - в данном случае "МегаФон" - также может получить доступ к качественной абонентской базе, которая не уйдет и будет платить за связь.

Со времени первой волны MVNO-проектов в России ситуация на рынке мобильной связи изменилась значительно. Ныне, когда у телеком-операторов падают доходы, а проникновение мобильной связи превышает 170%, для сотовых компанияй пришло время иначе взглянуть на MVNO-проекты, тем более что ими заинтересовались компании с потенциально большой, а главное, качественной абонентской базой.

Есть основания предположить, что начался новый виток развития MVNO в России, к которому подталкивает нынешняя ситуация. В сложившихся экономических условиях операторы постараются извлечь максимум выгоды: у них больше нет бюджета на проекты типа "А-Мобайл" и "Аллё", в которые можно вложиться, а потом взять и закрыть через пару лет. Нужны бизнес-кейсы, которые точно смогут положительно повлиять на рост выручки и абонбазы телекоммуникационных компаний. Ради этого операторы готовы пустить на свои сети сторонних, а не карманных MVNO. Ради этого они идут на развитие сектора рынка, которого пока в России нет. Вероятно, этот риск будет оправдан.