24.10.2016

На рынке облачных услуг сегодня появляются все новые игроки, но далеко не все знают, с чего начинать бизнес и в каких направлениях его развивать. Так было и с компанией 1cloud: ее основатели Виталий Грицай и Константин Кудряшов задумывали свой проект как "магазин облачных решений" — сервис, где производители ПО и интеграторы регистрировали бы свои шаблоны, а клиенты разворачивали их на мощностях 1cloud.

Но анализ и первые тесты показали, что направление развития проекта нужно менять. Из маркетплейса 1cloud превратился в IaaS- и PaaS-провайдера с полной автоматизацией всех запросов клиентов. Главная задача сервиса – сделать сложные вещи (с точки зрения управления ИТ инфраструктурой) простыми для пользователей и понизить порог вхождения в эту сферу среди неспециалистов.

Сегодня нам бы хотелось рассказать о том, какие решения принимались в компании 1cloud на пути становления сервиса и какие услуги вводились для обеспечения удобства пользователей.

Общие потребности клиентов

Для успешного развития проекта необходимо постоянно изучать потребности пользователей. У нашего сервиса достаточно разные клиенты: физические и юридические лица, веб-студии и разработчики приложений, владельцы сайтов и компании-интеграторы и многие другие. На первый взгляд, невозможно отвечать требованиям каждой категории пользователей. Но это не так.

В результате проведенных исследований, мы выяснили, что для любого клиента на первом месте стоит простота и удобство использования сервиса. Многим пользователям важно быстро развернуть сайт, не погружаясь в технические проблемы. А это значит, что для обеспечения высокого уровня удобства и скорости работы нужно избавить пользователей от необходимости устанавливать, настраивать лишний софт, а также следить за его работой и актуальностью лицензий.

Для этого мы реализовали функцию заказа сервера для организации собственного хостинга с предустановленной панелью управления. При этом конфигурирование сервера осуществляется в специальном конструкторе, который в режиме реального времени показывает изменение его стоимости в зависимости от выбора параметров.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются все пользователи хостинга, — администрирование арендованных лицензий на используемые программы. Чтобы облегчить отслеживание информации о том, какие лицензии активированы для конкретного сервера, а также данных об их стоимости, в системе 1cloud есть специальная страница, где пользователи могут дозаказать нужные лицензии или продлить существующие.

Следующей задачей, на которую мы обратили внимание, стал вопрос повышения качества интеграции клиентских приложений с нашим облаком. Для того чтобы у клиентов была возможность управления своими серверами из сторонних приложений, мы реализовали REST API. Так мы сделали сервис удобнее для целой группы пользователей, среди которых и реселлеры наших услуг, и компании-партнёры, и разработчики приложений (им API помогает осуществлять автоматическое масштабирование хостинг-инфраструктуры).

Еще одной из функций, предоставляемых пользователям, является возможность выбора различных типов дисков для решения разных задач. Такой подход оправдан при создании многоуровневых систем хранения данных. Данные, которые часто используются приложениями, можно размещать на более быстрых дисках, например, SSD, а для хранения оперативных резервных копий можно подключить к серверу более медленный, но дешевый и больший по объёму SATA-диск.

Использование различных типов дисков позволяет сделать общее инфраструктурное решение более гибким, эффективным и оптимизированным по цене и отвечает потребностям многих категорий пользователей. Кроме того, все клиенты получили возможность управления дисковым пространством на лету — так они могут дозаказывать дополнительные диски для своих виртуальных серверов без их остановки.

Знать клиентов в лицо

Безусловно, мы учитываем индивидуальные потребности клиентов и предлагаем им оптимальные решения, которые иногда выходят за рамки непосредственных услуг IaaS-провайдера. Например, для юридических лиц не менее важной оказалась возможность быстрого формирования счетов, актов выполненных работ, актов сверки. Поэтому теперь компании могут видеть полную информацию о состоянии счета.

Далее, мы решили продолжить изучать потребности этой категории пользователей, чтобы понять, какие ещё услуги могут оказаться востребованными. Мы поняли, что многие корпоративные клиенты заинтересованы не только в создании одного или нескольких серверов (что включает в себя наша услуга по аренде VPS\VDS серверов), но и в объединении их в виртуальную частную сеть. Так появилась наша услуга Частное облако (Private cloud). Актуальность услуги обусловлена, например, вопросами безопасности, дабы не транслировать весь трафик через публичный интернет + пропускная способность канала внутри частной сети составляет 1Гбит/c, что позволяет серверам взаимодействовать между собой на очень большой скорости.

Мы проанализировали и остальные категории клиентов и выявили необходимые для них функции. Для компаний-интеграторов мы предоставили возможность настройки своих решений и создания шаблонов из преднастроенных сервисов, а веб-студиям мы предложили партнерские программы, которые позволили им получать стабильный доход.

Разработчикам приложений важно быстрое развертывание тестовых стендов и production-стендов (в рамках процессов continuous integration), а плюсом для владельцев сайтов становится надежность при росте нагрузки и возможность гибко изменять конфигурацию виртуальных серверов, адаптируя ее под текущие нужды. Так существенным улучшением для владельцев сайтов стала возможность использовать наш бесплатный DNS-хостинг и возможность заказа SSL-сертификатов.

Это лишь несколько примеров применения виртуальной инфраструктуры для нужд бизнеса и частных лиц — число таких примеров растет как в отрасли, так и в нашей практике — и не в последнюю очередь благодаря работе над пользовательским интерфейсом.

Выводы

Исходя из собственного опыта разработки IaaS-провайдера 1cloud, мы можем сделать вывод, что не стоит бояться менять направление деятельности, если первоначальная гипотеза не подтвердилась. Важно постоянно совершенствовать свой продукт, делать его удобным для всех категорий пользователей: даже если вашу аудиторию клиентов составляют преимущественно другие компании, это не значит, что в их штате обязательно будут специалисты, у которых есть время и знания, чтобы разбираться с работой вашего продукта.

Скорее всего, даже люди, способные все сделать "своими руками", скажут вам спасибо за автоматизацию тех или иных услуг и предоставление более простых в использовании решений. В конце концов, именно поэтому компании или люди обращаются к вам. То, что вы делаете для них — чаще всего не их основная работа. поэтому они будут благодарны, если вы сделаете её проще.