выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
21.11.2016

На минувшей неделе стало известно о переговорах "МегаФона" с некоторыми акционерами компании Mail.Ru Group на предмет выкупа их долей. Отечественному телекому жизненно необходимо искать новые источники дохода, дифференцировать бизнес, в том числе и путем вложений в интернет-компании и медиабизнес. Ведь не исключено, что через некоторое время мы увидим, как компании, представляющие "цифровую экономику", уже сами начнут скупать операторов связи.

Подтверждая факт переговоров, в "МегаФоне" подчеркнули, что Mail.Ru Group и "МегаФон" являются естественными партнерами для сотрудничества по причине того, что развитие технологий и тренды на рынке создали благоприятные условия для более активного сотрудничества между телеком-операторами и интернет-компаниями.

По данным оператора, стороны обсуждают различные коммерческие проекты, "направленные на достижение стратегических и экономических целей обеих компаний". "Если будет достигнуто соглашение и приобретение пакета акций Mail.Ru Group состоится, "МегаФон" и Mail.Ru Group продолжат работать как независимые компании на полностью рыночных условиях. Команды менеджмента компаний будут нацелены на поддержание сложившейся корпоративной культуры и корпоративного управления каждой компании", - сообщил "МегаФон".

Mail.Ru Group, как и "МегаФон", контролируется структурами USM Holdings Алишера Усманова. Подконтрольная USM Holdings компания NMT владеет 15,2% и почти 64% голосов Mail.Ru Group. Источники на рынке уже говорят о том, что речь идет именно о выкупе доли Алишера Усманова.

О том, какие проекты могут совместно реализовывать Mail.Ru Group и "МегаФон", пока неизвестно. Но наиболее очевидным может быть создание совместного виртуального оператора (MVNO). Ценный ресурс, которым обладает Mail.Ru Group и который мог бы заинтересовать "МегаФон", - это аудитория социальных сетей (крупнейшие российские соцсети "Одноклассники" и "ВКонтакте" контролируются Mail.Ru Group). Тем более, что о возможном MVNO-проекте соцсети "ВКонтакте" не так давно СМИ уже сообщали. Однако не исключено, что компании смогут найти и другие точки пересечения.

В целом ситуация с "МегаФоном" и Mail.Ru Group - это вовсе не исключение, а тенденция, которая пока проявляется больше за рубежом. Например, можно вспомнить июльское заявление американского оператора Verizon Communications о намерении купить интернет-компанию Yahoo за $4,83 млрд. В конце октября другой оператор связи в Соединенных Штатах - AT&T - достиг договоренности о поглощении медиакомпании Time Warner за $85,4 млрд. Все это говорит об интересе телеком-операторов к компаниям, представляющим так называемую цифровую экономику, а также к медиабизнесу.

Основной бизнес российских телеком-операторов сменил вектор: вместо прежнего уверенного роста почти все его ключевые участник фиксируют снижение основных финансовых показателей. Отчеты операторов "большой тройки" за III квартал 2016 года красноречиво это показывают.

Компании, представляющие "цифровую экономику", напротив, в последнее время демонстрируют успешность, доказывая, что проект с удачной бизнес-идеей, даже без инфраструктуры, сегодня может быть более успешным, нежели традиционный бизнес. Пример сервиса Uber, который в начале 2016 г. обогнал по капитализации и General Motors, и Ford и название которого уже стало нарицательным, говорит сам за себя.

При этом крупные компании из сегмента "цифровой экономики" активно интересуются и охотно инвестируют в различные сегменты бизнеса, от беспилотных автомобилей до обеспечения Интернетом труднодоступных регионов при помощи дронов или дирижаблей. И с деньгами у них проблем нет. Пример сделки по покупке компанией Facebook мессенджера WhatsApp почти за $22 млрд об этом красноречиво свидетельствует.

Российские операторы давно говорят о неизбежной конвергенции телекоммуникационного, цифрового и медиабизнеса. Но успешных примеров полноценного вхождения операторов в медиабизнес (а тем более - в "цифровую экономику") в России пока не наблюдается. Например, СМИ недавно сообщили о том, что "ВымпелКом" принял решение отказаться от идеи создания собственного медиабизнеса, который планировал развивать на базе онлайн-кинотеатра Okko.

Отечественному телекому (в особенности операторам мобильной связи) жизненно необходимо искать новые источники дохода, дифференцировать бизнес, в том числе путем вложений в медиа- и интернет-компании. И делать это нужно как можно скорее, пока еще есть свободные средства. Ведь не исключено, что через некоторое время мы увидим, как компании, представляющие "цифровую экономику", уже сами постучатся в дверь к операторам связи с намерением их купить.