Мария Андреева
© ComNews
23.11.2016

Компания "Крок" (ЗАО "КРОК инкорпорейтед") внедрила систему повышения качества финансового управления на базе программного обеспечения (ПО) 1С во ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева" (ГКНПЦ им. М.В. Хруничева). Внедрение новой системы позволило заместить более 65 разрозненных приложений для ведения учета, в том числе и решения западных вендоров. Теперь головной офис предприятия и восемь его филиалов ведут бухгалтерский и налоговый учет на базе отечественного ПО по единым правилам и в автоматическом режиме.

В компании "Крок" корреспонденту ComNews пояснили, что данный проект стал необходимым шагом в рамках реализации программы финансового оздоровления предприятия.

"Проект позволил автоматизировать области позаказного расчета себестоимости, бухгалтерского и налогового учета, а также формирование индивидуальной и сводной отчетности для налоговых и статистических служб, госкорпорации "Роскосмос", Министерства обороны России и руководства Центра Хруничева", - рассказали ComNews в "Кроке". Отметим, что это первый проект, который компания-интегратор реализовала для ГКНПЦ им. Хруничева.

Новая система построена на базе продуктов фирмы "1С" - "1С: Управление холдингом" и "1С: Управление производственным предприятием". Инструмент размещен в виртуальной среде дата-центра головной организации с удаленным защищенным доступом филиалов. Интеграция с производственными приложениями предприятий (SCMo, FoxPro, собственные разработки) позволяет исключить дублирование информации.

Как рассказал корреспонденту ComNews руководитель финансовых систем компании "Крок" Евгений Завьялов, объем доработок типовых конфигураций продуктов фирмы "1С" был довольно значительным и отражал специфику процессов сложного, территориально распределенного предприятия, выпускающего наукоемкую продукцию в ходе длительного производственного цикла и кооперации.

Он добавил, что в системе - свыше десяти функциональных блоков, каждый из которых автоматизирует десятки различных специфических бизнес-процессов и требует интеграции с другими информационными системами Центра Хруничева. "Например, один из самых сложных, как в методологическом, так и в технологическом плане, блоков связан с учетом затрат и расчетом себестоимости. Функционал и доработки, выполненные в рамках этого блока, дают возможность руководству ГКНПЦ оперативно отслеживать себестоимость выпускаемой продукции с учетом всех стандартов, принятых на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, в том числе ФЗ-275 "О государственном оборонном заказе", - рассказал ComNews Евгений Завьялов.

Чтобы сохранить функциональное единство системы, продолжил он, запросы на изменения, поступающие от различных филиалов, проходили контроль со стороны единого методологического комитета, отвечающего за унификацию процессов экономического управления, с учетом производственной специфики филиалов.

Евгений Завьялов отметил, что ГКНПЦ им. Хруничева было важно оперативно взять под контроль финансы предприятия, оперативно получать фактические и достоверные показатели для управления себестоимостью продукции. Поэтому создание системы и запуск в эксплуатацию производился поэтапно - двумя релизами.

Первый релиз (подсистемы "Управление денежными средствами на корпоративном уровне" и "Учет, отчетность и управление договорами") был успешно запущен в опытную эксплуатацию в декабре 2015 г., а в опытно-промышленную эксплуатацию - в январе 2016 г. Как отметил Евгений Завьялов, это позволило уже с первых дней 2016 г. на всех площадках регистрировать все первичные документы в новой системе, с учетом единой унифицированной методологии ведения учета.

В апреле 2016 г. стартовала опытно-промышленная эксплуатация второго релиза (подсистемы "Сводная отчетность" и "Учет, отчетность и управление договорами"), и при помощи новой системы была подготовлена и сдана квартальная отчетность, объединенная по всему ГКНПЦ.

"То есть уже через 10 месяцев после старта работ началась эксплуатация большего количества функциональных блоков системы, и 75% от всего количества автоматизируемых бизнес-процессов уже выполнялись пользователями в новой системе по единым стандартам", - поделился с ComNews Евгений Завьялов.

В беседе с корреспондентом ComNews он добавил, что в разработке проекта принимали участие шесть проектных команд, распределенных по стране. "В общей сложности это свыше 60 специалистов, включая методологов и специалистов по изменениям, консультантов и разработчиков, менеджеров проекта и специалистов, осуществляющих контроль качества работ. Кроме того, была команда от вендора 1С, осуществляющая авторский надзор, - это еще около пяти человек", - пояснил он.

По его словам, внедрение новой системы позволило заместить более 65 разрозненных приложений для ведения учета, в том числе и решения западных вендоров. Среди них - различные модули Oracle-E-Business Suite, множество приложений для ведения учета и разработки, реализованные в разных программных средах (FoxPro, Clarion, Delphi и др., в том числе под управлением DOS), а также разрозненные приложения из линейки программных продуктов "1С: Предприятие 7.7" и "1С: Предприятие 8.0", MS Excel и проч.

Общее количество пользователей новой финансовой системы сегодня - около 2300 человек, включая сотрудников центров финансовой ответственности предприятий, планово-экономических и договорных служб, бухгалтерий, а также закупщиков, финансистов и кладовщиков.

По ожиданиям "Крока", данный проект должен окупить себя за три года, в том числе за счет отказа от использования и поддержки иностранного ПО.

"Наша задача - существенное изменение качества управления. Модернизация финансово-экономической системы - один из важнейших элементов стратегического преобразования компании. Новая система делает более доступной информацию о том, из чего складывается себестоимость продукции, и обозначает зоны, требующие особого внимания. Единые стандарты в восьми филиалах и головной организации позволяют усилить эффективность управления, сократить трудозатраты на ведение учета и поддержку системы. Важно, что новая система обеспечивает совместную работу служб большой компании и контролирует выполнение правил и регламентов, уменьшая влияние человеческого фактора", - рассказал заместитель генерального директора по экономике и финансам ГКНПЦ им. Хруничева Илья Качин.

По словам заместителя директора по работе с корпоративными клиентами фирмы "1С" Марины Слесаренко, опыт ГКНПЦ им. М.В. Хруничева является примером для других предприятий ОПК, заинтересованных в повышении качества управления. "Проект показателен с точки зрения применения решений и технологий 1С для эффективной поддержки централизованного финансово-экономического управления в распределенном производственном холдинге", - комментирует Марина Слесаренко.

Напомним, что ранее ГКНПЦ им. М.В. Хруничева был замешан в ряде скандалов, связанных с растратой бюджета предприятия. В декабре 2014 г. в отношении бывшего гендиректора Центра Хруничева Владимира Нестерова было возбуждено дело по ч.4 ст.160 УК РФ (присвоение или растрата, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере; см. новость ComNews от 15 июня 2016 г.).

В мае прошлого года за нанесение ущерба предприятию более чем на 9 млрд руб. против бывших сотрудников ГКНПЦ им. М.В. Хруничева было заведено восемь уголовных дел (см. новость ComNews от 19 мая 2015 г.). В частности, в деле фигурировал бывший директор Ракетно-космического завода (РКЗ) Владимир Петрик, его заместитель по экономике Юрий Яковлев и начальник отдела РКЗ Виктор Ларин (см. новость ComNews от 15 июня 2016 г.). В центре внимания оказалась закупочная деятельность руководителей Ракетно-космического завода.

Как ранее сообщал ТАСС, в 2015 г. на пленарном заседании в Госдуме вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что плачевное состояние предприятия привело к необходимости проведения программы по финансовому оздоровлению Центра на 2015-2020 гг. Программа предусматривает оказание финансовой поддержи в размере 37,5 млрд руб., заключение долгосрочных контрактов.