Роман Рожков
05.12.2016

"Яндекс" запускает платный сервис для поиска и мониторинга информации на основе машинного обучения. В интернет-компании надеются заинтересовать им бизнес, включая банки и ритейл, а также консалтинговые и исследовательские компании. Проект уже начали тестировать в Центробанке РФ.

Подразделение "Яндекса" Yandex Data Factory (YDF) разработало сервис "Экстракт" для поиска и мониторинга информации для бизнеса, сообщили "Ъ" в "Яндексе". В первую очередь сервис рассчитан на аналитиков компаний от банковской сферы до ритейла, а также сотрудников исследовательских и консалтинговых организаций. С кем ведутся переговоры об использовании "Экстракта", в "Яндексе" не раскрывают. По данным "Ъ", сервис, в частности, тестируют в Центробанке. В пресс-службе ЦБ подтвердили эту информацию.

"Организациям часто нужно найти всю доступную информацию в определенной области. Например, консалтинговую фирму могут интересовать все публикации об инвестициях китайских компаний в Австралии",— объясняет технический директор YDF Сергей Вавинов. "Экстракт" использует технологии машинного обучения и позволяет пользователю "натренировать" систему искать то, что нужно в рамках конкретной бизнес-задачи.

Пока сервис доступен только в режиме закрытого бета-тестирования, стоимость подписки обсуждается индивидуально. В "Яндексе" планируют разработать тарификацию по результатам тестов. Цена, скорее всего, будет зависеть от количества тем для мониторинга, частоты выгрузки обновлений и других факторов, уточняют в компании.

Разработками в области таких поисковых решений занимаются также компании Minesoft, Technology Forsight, Boehringer Ingelheim, приводит примеры старший вице-президент, директор департамента ABBYY Compreno Максим Михайлов. По его словам, на это есть спрос в медицине, химической промышленности, юридической сфере, патентовании. "Например, чтобы найти похожие судебные решения, информацию о последствиях применения различных веществ и химикатов, о составляющих и комбинациях изобретенных конкурентами медикаментов или о новой бизнес-нише",— говорит он.

"Не совсем очевидно, как сервис будет взаимодействовать с закрытыми источниками — новости, доступные только по подписке, исследования, которые открываются только после регистрации. Данные из них зачастую более интересны для бизнеса, чем общедоступная информация",— рассуждает представитель "Связного" Сергей Тихонов. В то же время он признает, что сервис может быть полезен компаниям, работающим в конкурентной среде, где информация о рынке и действиях других игроков становится частью процесса принятия решений,— например, в ритейле, телекоммуникациях, логистике.

Разработавшее сервис подразделение YDF специализируется на анализе больших массивов данных и входит в раздел "Экспериментальные направления" "Яндекса". Он же включает медиасервисы, рекомендательные продукты, а также поиск и портал в Турции; его выручка по итогам третьего квартала 2016 года выросла на 98% к аналогичному периоду прошлого года, до 210 млн руб. Среди клиентов и партнеров YDF — Wargaming, X5 Retail Group, ЦУМ, Магнитогорский металлургический комбинат, "АстраЗенека", Росавтодор и др.