Кирилл Седов
13.01.2017

Увеличение числа абонентов, которые пользуются роумингом за рубежом в новогодние праздники (с 31 декабря 2016 г. по 8 января 2017 г.), отметили у себя "Т2 РТК холдинг" (работает под брендом Tele2) и "Мегафон".

Число таких абонентов в сети Tele2 выросло в этом году на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил представитель оператора Константин Прокшин. У "Мегафона" число путешествовавших в новогодние праздники пользователей выросло на 7% год к году, говорит представитель оператора Юлия Дорохина, а с учетом дочерних компаний ("Скартел") – на 11%.

Объем передачи данных абонентов Tele2 в зарубежных поездках показал рост более чем в 8 раз год к году, а объем голосовых вызовов увеличился на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорит Прокшин. Интернет-трафик "Мегафона" вырос в 8 раз, а объем голосовых вызовов при этом сократился на 9%, хотя исходящие звонки сохранились на прежнем уровне, рассказала Дорохина.

МТС замечает у себя схожие тенденции в роуминге, сообщил представитель оператора Дмитрий Солодовников: голосовой трафик продолжает падать на фоне роста трафика передачи данных, который происходит за счет введения пакетов без ограничения трафика в роуминге, сообщил Солодовников. Динамику количества пользователей оператора в международном роуминге он не раскрыл. Представитель "Вымпелкома" от комментариев отказался.

На протяжении двух последних лет число абонентов, пользующихся зарубежным роумингом в новогодние праздники, сокращалось. В начале 2015 г., по данным операторов большой тройки, количество роуминговых клиентов упало на 15–25% год к году. На рубеже 2015–2016 гг. абонентов, встречавших Новый год за границей, убавилось на 16–20%. В обоих случаях операторы объясняли это падение общим снижением выездного туристического потока.

Дорохина связывает рост количества роумеров с введением оператором пакетной тарификации, что, по ее словам, позволило снизить стоимость мегабайта. С июня 2016 г. оператор начал предоставлять абонентам в международном роуминге суточные пакеты интернет-трафика по 50 или 65 Мб и стоимостью от 260 до 400 руб. в зависимости от тарифной зоны. Tele2 также связывает рост роумеров с низкими ценами на услугу.

Рост переданного операторами трафика действительно закономерен и наблюдается не первый год, а вот рост количества пользователей за границей удивляет, говорят аналитик Mobile Research Group Сергей Потресов и гендиректор "ТМТ консалтинга" Константин Анкилов. В случае с Tele2 рост количества роумеров частично может объясняться выходом на московский рынок и ростом количества местных абонентов, которые путешествуют чаще, чем жители других регионов, считают они. Запуск Tele2 в Москве состоялся во второй половине октября 2016 г. и к концу года в Москве было, по словам Прокшина, 1,27 млн абонентов. Начиная со II квартала 2016 г., к которому оператор набрал 2,1 млн московских абонентов, компания отказалась от публикации данных об абонентской базе в Москве. Tele2 видит рост потребления услуг в роуминге у абонентов из всех наших регионов, возражает Прокшин. Московские абоненты, безусловно, внесли свой вклад в рост, но не являются определяющим фактором такой динамики потребления в роуминге, добавляет он.

По данным Росстата, в первые девять месяцев 2016 г. турпоток за границу продолжал сокращаться. С января по сентябрь 2016 г. россияне совершили 25,78 млн выездных туристских поездок, говорится в материалах ведомства. Это на 6% меньше показателя за аналогичный период 2015 г. По оценке "ТМТ консалтинга", за первые девять месяцев 2016 г. суммарная выручка российских сотовых операторов от услуг международного роуминга снизилась на 14% приблизительно до 13,5 млрд руб. Возможно, рост количества роумеров в новогодние праздники может быть связан с изменениями в общей социально-экономической ситуации, считает Анкилов. И все же до появления свежих данных о турпотоке такие выводы делать преждевременно, оговаривается он.

Рост количества роумеров вряд ли свидетельствует о росте турпотока, считает Потресов. При этом увеличение объемов трафика говорит о том, что услуга становится более востребованной, поскольку тарифы стали понятнее и прозрачнее. Положительную роль в этом сыграла и продажа операторами пакетов трафика для абонентов в роуминге, считает Потресов.