Елизавета Титаренко
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
16.01.2017

Закон "о налоге на Google", изначально призванный создать равные условия для иностранных и российских компаний, продающих через Интернет электронный контент, пока не создает их ни для самих компаний, ни, тем более, для потребителей этого контента. До сих пор неясно, как ФНС будет выстраивать отношения с многочисленными мелкими иностранными интернет-компаниями, не имеющими в России счетов и представительств. Возможно, что части пользователей придется самим платить НДС - такой вариант исполнения закона предложил Google. Потребители цифрового контента уже жалуются на подорожание сервисов, которыми они ранее пользовались. Не исключено, что вскоре кто-то из них начнет скачивать нелегальный контент, с которым российские законодатели и надзорные органы так давно и упорно борются.

В начале июля 2016 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ", который получил в обществе название "о налоге на Google". Документ вступил в силу с 1 января 2017 года Он предусматривает обязанность для иностранных компаний платить налог на добавленную стоимость (НДС) - 18%. Это распространяется на такие типы электронных услуг, как продажи компьютерных программ, игр, электронных книг, баз данных, изображений, музыки, предоставление доступа к поисковым системам в Интернете, регистрация доменов и др.

Закон изначально призван уравнять в правах российские и иностранные компании, работающие на территории России и продающие местным пользователям цифровой контент и услуги. Идея хорошая, но сам процесс уравнивания вызывает вопросы. Равные условия для компаний вовсе не означают равных условий для потребителей. Например, Apple не повысила для российских пользователей цены на контент: стоимость подписки на Apple Music не выросла, но в квитанции, полученной пользователем, говорится, что в цену теперь включен НДС. Однако не все компании взяли уплату НДС на себя. Google, хотя и не повысил цены на подписки и контент, переложил обязанность выплаты НДС на самих пользователей сервисов. Например, клиентам "Google диск", являющимся резидентами России, теперь придется самим платить НДС в размере 18%.

Еще один пример. Как сообщает kg-portal.ru, студия GSC Game World, сравнительно недавно выпустившая компьютерную игру "Казаки 3", теперь решила взвинтить цену на нее в онлайн-магазине Steam как раз из-за "налога на Google". Студия заявила, что до 15 января она "идет навстречу игрокам" и позволяет приобрести игру по старой цене. Таким образом, студия решила вызвать ажиотажный спрос на свою продукцию и дополнительно заработать - спасибо всеуравнивающему "налогу на Google". Можно предположить, что это не единственный пример, когда компания воспользовалась ситуацией и решила подзаработать.

Иностранные организации, оказывающие физлицам в РФ услуги в электронной форме, обязаны вставать на учет в российских налоговых органах, предварительно подав заявление с соответствующим пакетом документов в течение 30 дней с момента начала оказания подобных услуг. Но все ли встанут на учет в ФНС? Тут и возникает вопрос о равных условиях для российских и иностранных компаний. Неизвестно, как будут действовать мелкие разработчики и цифровые компании, которые, работая в России, не имеют тут ни счетов, ни представительств. Если ФНС знает о работе крупных иностранных компаний и может принять меры в случае неисполнения требований, то непонятно, как служба будет выстраивать отношения с мелкими фирмами. Создается ощущение, что они продолжат торговать цифровым контентом в России, не платя налоги. "Вычислить" их еще долго не смогут, а значит, спроса с них не будет. Получается, что эти фирмы продолжат работу в России на более выгодных условиях, чем российские компании.

Отдельный вопрос возникает и по поводу удорожания цифровых услуг на 18%. Для чьего-то кошелька это будет незаметно, но для кого-то станет поводом для того, чтобы переметнуться "на темную сторону" и начать пользоваться услугами пиратских сервисов. Нелегальный контент всегда был востребован в России, и закон "о налоге на Google" рискует усугубить ситуацию, спровоцировав рост спроса на пиратский контент. Между прочим, Россия борется с пиратством уже много лет. Однако получается, что один закон может нивелировать достижения, которых удалось добиться в рамках действия другого (антипиратского) закона.

Кстати, не исключено, что закон в течение года будет дорабатываться и изменяться. Например, в налоговом законодательстве не прописан такой вид ответственности, как блокирование доступа пользователей к ресурсам иностранной организации, которая не платит налоги в РФ. Закон "о налоге на Google" станет вызовом для имиджа России. Он продемонстрирует, насколько иностранным компаниям интересно работать в нашей стране на легальных условиях и сколь им интересно инвестировать в Россию.

Кроме того, закон "о налоге на Google" станет настоящей проверкой для ФНС. Он покажет, сможет ли налоговая служба отслеживать исполнение закона, найдет ли способ замерять объем "отгруженного" цифрового контента, будет ли способна в полной мере исполнять прямые обязанности и привлекать к ответственности те иностранные интернет-компании, которые продают цифровой контент и услуги в России, но не платят в РФ налоги. Как сообщала газета "Известия", по данным одного из авторов законопроекта депутата Госдумы Андрея Лугового, "налог на Google" будет приносить в российскую казну ежегодно 10 млрд рублей. Данные ФНС по итогам 2017 года покажут, удалось ли российской налоговой службе достичь заявленных показателей и сделать "налог на Google" реально работающим налоговым инструментом.