© ComNews
19.01.2017

Банк "Открытие" внедрил систему распознавания лиц, разработанную компанией VisionLabs. Целью внедрения системы является оптимизация обслуживания и времени ожидания клиентов в очереди. Отметим, что систему распознавания лиц от VisionLabs уже использует Почта Банк и Тинькофф Банк. Помимо банков системы по анализу биометрии лица в РФ применяются на некоторых стадионах, вокзалах, в торговых центрах. По оценкам экспертов, объем рынка биометрических технологий России в 2017 г. может достигнуть $120 млн, а к 2019 г. увеличиться до $300 млн.

Банк "Открытие" в пилотном режиме запустил систему распознавания лиц в трех отделениях в Москве. Представитель пресс-службы банка уточнил в разговоре с корреспондентом ComNews, что по итогам трех месяцев в банке планируют провести оценку влияния данной системы на бизнес-процессы. Далее в банке "Открытие" планируют принять решение о тиражировании системы распознавания лиц на другие отделения финансовой организации.

Инвестиции в пилотный проект банк не раскрывает. Техническими партнерами банка "Открытие" по этому пилоту стали компании VisionLabs (разработчик системы распознавания лиц LUNA) и Q-Systems (разработчик и поставщик программно-аппаратного комплекса для управления очередью Qmatic).

По словам представителя пресс-службы VisionLabs, благодаря внедрению системы распознавания лиц ускоряется процесс проверки потенциального клиента. "Когда банк проверяет клиента по открытым источникам - местам работы и учебы, указанным в анкете, и т.д., он может искать его по фотографии и сверять с той, которую он сделал, когда клиент заполнял заявку на кредит. Это позволяет оптимизировать процессы внутри банка, экономя время и деньги на проверку - несколько миллионов рублей в год, в зависимости от банка", - пояснил в беседе с ComNews представитель пресс-службы VisionLabs.

Также, продолжил он, при помощи такой системы повышается качество и скорость обслуживания клиентов. То есть как только клиент зашел в банк, сотрудники уже знают его статус (VIP, простой и т.д.) и предлагают соответствующие сервисы и предложения, увеличивая шансы банка на продажу золотых карт и повышая лояльность клиентов.

Кроме того, как заметил представитель пресс-службы VisionLabs, система распознавания лиц полезна при борьбе с мошенничеством: как только мошенник зашел в банк, система его распознает и уведомляет охрану, что в несколько раз снижает риски мошенничества еще до того, как заполнена кредитная заявка.

Еще система распознавания лиц открывает для банков новые каналы продаж. "Банк может продавать микрокредиты и карты через магазины (при интеграции с магазином или торговым центром). Система распознает лица клиентов и позволяет банку делать уникальное предложение каждому клиенту", - резюмировал представитель пресс-службы VisionLabs.

Директор по инновациям банка "Открытие" Алексей Благирев отметил, что благодаря системе распознавания лиц финансовая организация нацелена создать сервис, который можно будет использовать в различных продуктах, направлениях бизнеса и каналах обслуживания, в том числе дистанционных. "Он поможет сократить время ожидания и упростит идентификацию клиента, а также облегчит доступ к огромному количеству банковских услуг. В ближайшем будущем мы планируем предоставлять возможность людям, заинтересованным в получении банковских услуг, делать это удаленно и практически из любой точки земного шара", - заявил Алексей Благирев.

Помимо банка "Открытие" систему распознавания лиц от VisionLabs используют и другие финансовые организации. Так, эту систему уже использует Почта Банк и Тинькофф Банк. Представитель пресс-службы почтового банка напомнил корреспонденту ComNews, что систему распознавания лиц банк внедрил еще в марте 2015 г. Эту систему Почта Банк использует для противодействия внешнему и внутреннему фроду. Сумму инвестиций во внедрение такой системы представитель пресс-службы Почта Банка не раскрыл.

Кроме того, компания VisionLabs уже прошла квалификационный отбор Сбербанка и попала в список аккредитованных поставщиков банка с системой распознавания лиц. "Внедрение решения в Сбербанке зависит от результатов конкурса. Сам конкурс планируется на I квартал 2017 г. Конкурс будет проводиться только среди аккредитованных поставщиков Сбербанка", - уточнил представитель пресс-службы VisionLabs.

В целом, по информации пресс-службы VisionLabs, на данный момент биометрическую идентификацию лиц внедряет более 10 российских банков, входящих в топ-50 крупнейших банков страны. "Речь идет о пилотных проектах на разных этапах, которые ведет VisionLabs. Также многие банки используют распознавание лиц VisionLabs через бюро кредитных историй Equifax, внедренное в систему FPS.Bio. Система уже доказала свою эффективность, сэкономив российским банкам более 4 млрд руб. в первый год использования", - рассказал представитель пресс-службы VisionLabs.

Руководитель направления архитектуры департамента больших данных компании "Техносерв" Константин Киселев сказал корреспонденту ComNews, что биометрию по лицу сейчас применяют также на некоторых стадионах и вокзалах России. Он добавил, что еще есть тестовые проекты по отслеживанию воров и мошенников в торговых центрах страны.

"В будущем распознавание лиц будет применяться также для таргетированной рекламы и персонификации услуг. Например, вы придете в ваш любимый магазин одежды, а консультант уже будет в курсе ваших предпочтений, несмотря на то что он работает здесь пару дней. Информационный стенд в аэропорту распознает вас, когда вы подойдете к нему, и покажет релевантную рекламу на основании того, что вы искали сегодня в Интернете. Также он распознает ваш возраст, пол и настроение", - заметил Константин Киселев.

В целом в РФ рынок биометрии развивается давно. "В нашей практике эти решения в первую очередь были востребованными в составе комплексных систем безопасности на стратегически важных объектах. Применялись системы идентификации по отпечаткам пальцев, биометрии руки, структуре радужной оболочки глаза. В последнее время получили распространение решения, основанные на биометрии лица. То есть это системы видеораспознавания лиц, которые либо выстраивают псевдо-3D-модель на основании наложении сетки на лицо, либо анализируют плоское изображение, полученное от видеокамеры, и сопоставляют его с изображениями в базе данных", - рассказал в беседе с ComNews начальник проектного отдела дирекции комплексной безопасности группы "Астерос" Алексей Красов.

По его словам, финансовые структуры заинтересовались подобными технологиями в связи с участившимися случаями мошенничества. Как рассказал Алексей Красов, появляются новые преступные схемы - например, кража денег с помощью удаленных систем идентификации, поэтому финансовые организации постепенно внедряют системы видео- и голосового распознавания клиента. 

При этом, как отметил Алексей Красов, вариантов применения таких решений множество. "Например, банки могут использовать биометрические системы для организации доступа к ячейкам либо для идентификации VIP-клиентов. Технологии постоянно совершенствуются, продукты на основе систем биометрии дешевеют, поэтому в ближайшее время банки все активнее будут внедрять такие системы. Да и окупаться они будут быстро", - резюмировал Алексей Красов.

Заместитель руководителя департамента розничных продуктов, электронного бизнеса и CRM банка ВТБ Александр Солонин рассказал ComNews, что использование биометрии при идентификации клиентов в финансовых учреждениях начало набирать обороты. Он заметил, что в России пока применяется только идентификация по отпечатку пальца, в то время как уже существует голосовая идентификация.

"Банк ВТБ сейчас работает над задачей внедрения технологии touch id для дистанционного канала мобильного банка для физических лиц. Отпечаток пальца планируется использовать не только для входа в приложение, но и для подтверждения операций. Данная технология сделает применение банковского приложения еще более удобным, а также повысит безопасность, так как отпечаток пальца нельзя украсть", - отметил Александр Солонин.

Как рассказала в беседе с ComNews руководитель департамента маркетинговых исследований J’son & Partners Consulting Наталья Шленова, изначально развиваясь в России как рабочий инструмент в государственном и правоохранительном секторе, биометрические технологии в настоящее время неизбежно подходят к стадии активной интеграции в коммерческий и потребительский сегменты.

По ее мнению, безусловными флагманами развития рынка биометрических систем являются мобильная биометрия и финансовый сектор. Наталья Шленова полагает, что запуск в России в 2016 г. биометрических платежных систем (Apple Pay, Samsung Pay) стал сам по себе прорывом, но, по сути, является только началом на пути масштабного внедрения биометрии в банковский сектор.

На ее взгляд, биометрические технологии, демонстрируя более высокие темпы роста, продолжат активно вытеснять карточные системы на российском рынке систем контроля и управления доступом (СКУД) и учета рабочего времени в коммерческом Enterprise-сегменте, где особенно привлекательно выглядит Retail.

По оценкам Константина Киселева, объем рынка биометрических технологий России в 2017 г. может достигнуть $120 млн, а к 2019 г. увеличиться до $300 млн. "Пока объем российского рынка биометрии составляет не более 1-2% от общемирового, но, по всем прогнозам, в ближайшие годы он будет расти со скоростью не менее 20% в год", - заключил Алексей Красов.