© ComNews
25.01.2017

Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) признала рекламу спутникового телевидения МТС под лозунгом "Оборудование за 0 рублей" недостоверной и вводящей потребителей в заблуждение, что нарушает "Закон о рекламе". МТС может грозить штраф до 500 тыс. руб. В прошлом году ФАС рассматривала аналогичное дело в отношении НАО "Национальная спутниковая компания" (бренд "Триколор ТВ"). Тогда ведомство признало недостоверной рекламу компании под лозунгом "Ноль рублей за комплект оборудования" и наложило на "Триколор ТВ" штраф в размере 100 тыс. руб.

По сообщению ФАС, реклама услуг спутникового ТВ МТС под названием "Оборудование за 0 рублей" распространялась в мае-июне 2016 г. на федеральных и региональных телеканалах, в наружной рекламе и других каналах коммуникации. Лозунг "Оборудование за 0 рублей" давал основание полагать, что комплект оборудования предоставляется бесплатно, однако в ФАС проверили, что на самом деле он предоставляется за плату. "Условия акции МТС "Оборудование за 0 рублей" свидетельствуют о продаже комплекта оборудования для получения услуг "Спутникового ТВ МТС" в рассрочку", - подчеркнул заместитель руководитель ФАС Андрей Кашеваров.

Как ранее сообщал ComNews, первой о нарушении в рекламной кампании спутникового ТВ МТС сообщила Общественная организация по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ; см. новость ComNews от 7 декабря 2016 г.). В ОПИ подчеркивали, что часть существенных условий в рекламном сообщении скрыта. 23 декабря ФАС России возбудила дело в отношении МТС, усмотрев в рекламе оператора признаки нарушения закона "О рекламе".

Как говорит председатель ОПИ Олег Павлов, по всей видимости, ФАС приняла во внимание публикуемые ассоциацией сведения и приняла решение признать рекламу МТС недостоверной. "При этом поводом для начала разбирательства могла послужить и жалобы конкретных граждан, которые к нам регулярно обращаются и которым мы также разъясняем порядок подачи жалоб в ФАС", - уточнил он. Олег Павлов подчеркнул, что ОПИ намерена всячески развивать взаимодействие с ФАС, в том числе участвовать в работе экспертных советов при ФАС и ее территориальных органах.

МТС объявила старт акции "Оборудование за 0" в апреле 2016 г. и начала бесплатно передавать клиентам комплект оборудования (HD-приставка, антенна и конвертер) сразу после внесения первого ежемесячного платежа за услугу. По акции ежемесячная плата за спутниковое ТВ составляет 499 руб. (в течение 25 месяцев, а затем - 140 руб.), таким образом, абонент оплачивает стоимость оборудования в рассрочку. Без учета акции полный комплект оборудования для спутникового ТВ МТС стоит 8700 руб., а абонентская плата составляет 140 руб. в месяц (либо 1200 руб. в год). Малый комплект, включающий только HD-приставку, обойдется клиенту в 7900 руб.

Между тем аналогичное дело ФАС рассматривала в августе 2016 г. Тогда комиссия антимонопольной службы признала "Триколор ТВ" нарушившим закон "О рекламе". В надзорном ведомстве посчитали, что реклама цифрового телевидения "Триколор ТВ" под лозунгом "Ноль рублей за комплект оборудования" вводит потребителей в заблуждение.

Реклама распространялась в октябре-декабре 2015 г. на телеканале НТВ, в ФАС на нее подал жалобу один из телезрителей. Согласно правилам проведения акции, в стоимость услуг, оплачиваемых участником акции, включена стоимость организации подключения участника к услугам "Триколора ТВ", в том числе предоставление оборудования для получения услуг оператора (см. новость ComNews от 24 августа 2016 г.).

По информации ФАС, за такое нарушение на "Триколор ТВ" могли наложить штраф от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. В итоге в октябре Андрей Кашеваров постановил применить к "Триколор ТВ" штраф в размере 100 тыс. руб. Как вчера сообщил представитель ФАС, оператор выполнил все предписания службы по устранению нарушений и в срок уплатил штраф.

В практике ФАС регулярно встречаются штрафы за мелкий шрифт в рекламе. Информируя потребителей об условиях оказания услуг, часть информации компании излагают мелким нечитаемым шрифтом, и, по мнению специалистов ведомства, существенные сведения не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.