Мэттью Смит: "Одна из ключевых задач Cisco в любой стране – ​привести стратегию компании в соответствие со стратегией и законодательными требованиями государства"
02.02.2017

В 2016 году тема внедрения промышленного Интернета вещей впервые стала одной из основных в деловой программе ежегодной международной промышленной выставки "Иннопром". Глобальный руководитель компании Cisco по стратегии и развитию бизнеса в области индустриальных решений и всеобъемлющего Интернета Мэттью Смит рассказал корреспонденту "Стандарта" Александру Калигину о перспективах создания проектов в сфере промышленного Интернета в России.

- Как вы оцениваете текущее состояние и потенциал рынка Интернета вещей (IoT)?

- Мировая отрасль IoT пока находится на начальном этапе развития. Лидерами этого рынка являются США и индустриальная Европа. Россия же не сильно от них отстает. Форум "Иннопром" тому подтверждение.

Россия – ​это страна, богатая умами, способными создавать решения для обработки и анализа данных. Поэтому перспективы развития IoT, в том числе и промышленного, здесь очень хорошие.

- Чем обусловлена необходимость выделения направления индустриального Интернета (IIoT)? В чем заключается принципиальное отличие IIoT от IoT?

- Интернет вещей в широком понимании предназначен для потребительского рынка. В первую очередь речь идет о подключенных к Интернету холодильниках, "умных" часах и любых других предметах, которыми пользуются частные лица.

К IIoT в большей степени относятся M2M-соединения для передачи данных с сенсоров, датчиков, счетчиков и прочего оборудования, используемого на производстве или, например, в "умных" городах.

Более того, индустриальный Интернет включает в себя не только и не столько датчики и способ получения данных от них, сколько технологии, позволяющие хранить, анализировать и защищать эти данные, с тем чтобы использовать их для оптимизации существующих и формирования новых бизнес-процессов.

- Предприятия различных отраслей экономики имеют свою специфику и требуют индивидуального подхода к внедрению тех или иных ИКТ-решений. Для каких вертикалей рынка в первую очередь актуально применение IIoT?

- Некоторое время назад в компании Cisco задумались над этим вопросом и в качестве основной сферы, с которой стоит начинать внедрение IIoT, выделили производство. Затем по степени важности идут нефтегазовая промышленность, транспортный сектор и "умные" города.

Еще одна отрасль, которую я бы хотел выделить, – ​это здравоохранение. Но существует сложность, связанная с тем, что очень большое внимание уделяется безопасности данных о состоянии здоровья людей, которые собирают и хранят медицинские учреждения.

Наша компания накопила большой опыт в реализации различных инновационных проектов в этих сферах. Важную роль играет степень развития технологий, применяемых в данных индустриях, а также желание и готовность их представителей сотрудничать с нами в области развития IoT.

- Какие конкурентные преимущества получат предприятия в результате применения IIoT?

- Самое важное, что благодаря использованию технологий промышленного Интернета предприятия могут значительно повысить эффективность бизнес-процессов, например, по управлению активами. Для руководства компании очень важно знать, где какое оборудование находится, насколько оно загружено, какие производственные мощности есть у предприятия. Такие же задачи актуальны и для логистики.

Одним из наиболее ярких примеров эффективности применения промышленного Интернета может стать индустрия продуктов питания. Однажды, придя в магазин, покупатель сможет просканировать данные о продукте с бар-кода или сенсора и получить точную информацию о том, когда был произведен продукт, как его доставили, в каких условиях хранили и действительно ли это качественный продукт, а не подделка.

Еще один важный фактор, на который многие компании пока не обращают должного внимания, – ​это клиентский опыт. В 1980‑х годах, когда предприятия начали производить очень большое количество продукции, они стремились сделать ее наиболее дешевой. Сейчас этого недостаточно, необходимо производить именно то, что нужно конечному потребителю.

- Существуют ли какие-либо принципиальные отличия в подходе к инновациям в России и в других странах?

- Я не вижу большой разницы между подходами. Программы импортозамещения и локально производимое ПО существуют везде. Все страны хотят, чтобы их компании и бизнес развивались. Но в современном мире, в котором партнерство и кооперация играют решающую роль, нельзя действовать в одиночку.

В этом смысле я бы хотел отметить, что министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, выступая на форуме "Иннопром-2016", объявил о стратегии открытости и совместного подхода к инновациям. Он на своем примере демонстрирует, как важно обращать внимание на то, что происходит за рубежом и, используя локальные наработки, совмещать иностранный опыт с тем, что может быть произведено в России.

- Несмотря на то что концепции Интернета вещей уже несколько лет, до сих пор нет единых стандартов в данной области. Насколько это большая проблема для отрасли?

- Стандартизация – ​это очень специфический вопрос. Обратите внимание на повседневную жизнь. Мы не можем стандартизировать даже электрическую вилку, и в разных странах существуют ее варианты.

В конечном счете все должно прийти к унификации стандартов IoT, но на данном этапе в качестве двигателя стандартизации, скорее всего, должны выступить конечные заказчики. Например, сотрудничая с компаниями нефтедобывающей отрасли, мы больше внимания уделяем индустриальным стандартам и подстраиваем технологии под их требования. Однако стремиться нужно к тому, чтобы в итоге все стандарты в области Интернета вещей были адаптированы для применения на единой универсальной платформе.

- Отрасль находится в ожидании стандарта для сетей 5G, которые будут предназначены преимущественно для IoT-проектов. Не имеет ли смысла дождаться его принятия, а уже потом активно развивать рынок Интернета вещей?

- Нужно начинать прямо здесь и сейчас. Если дожидаться появления 5G, мы только потеряем время, которое можем использовать для создания инноваций. Уже существует множество технологий для IoT, например: LoRa, NB-IoT, LPWAN, Wi-Fi, 3G, LTE и другие. Нужно использовать их все.

По состоянию на 2016 год объем рынка IoT составляет около $19 трлн. Представляете, сколько денег мы можем потерять, если подождем еще пять лет до появления стандарта 5G?

Я не думаю, что с появлением 5G нам все придется начинать сначала. Как и любой другой стандарт передачи данных, он будет служить только для сбора данных с конечных устройств. Но IoT этим не ограничивается. Данные нужно не только собрать, но и обрабатывать и хранить. А это поднимает множество вопросов, связанных с обеспечением их безопасности и аналитикой.

Технологии – ​это всего лишь средство достижения результата, которого ожидает конечный заказчик. Предприятиям важно повысить продуктивность и установить ее взаимосвязь с ценой, найти методы улучшения обслуживания клиентов и не думать, при помощи каких технологий это будет достигнуто.

- В России на государственном уровне принят курс на импортозамещение. Какие действия предпринимает компания Cisco, чтобы не потерять свои позиции на местном рынке?

- Одна из ключевых задач Cisco в любой стране мира – ​привести свою стратегию в соответствие со стратегией и законодательными требованиями государства. Например, мы видим, что в России остро стоит вопрос подготовки квалифицированных ИТ-кадров. Наша компания уже открыла в стране 500 сетевых академий, которые за прошлый год выпустили 22,5 тыс. студентов.

Еще одно важное направление для развития на локальном рынке – ​партнерство с местными компаниями с целью создания совместных решений. Возможно, мы будем вступать в такие партнерства не только с российскими производителями, но и с заказчиками. Это позволит создавать решения, которые будут максимально соответствовать нуждам конечных потребителей.

Важность российского рынка для нашей компании подчеркивает тот факт, что у Cisco локальное производство налажено только в 10 странах, одной из которых и является Россия. Мы не можем производить здесь всю номенклатуру, которая насчитывает более 35 тыс. продуктов. Поэтому выделили именно те из них, которые востребованы на местном рынке. Мы бы хотели и дальше развивать производство в России, а в дальнейшем даже начать экспортировать локально произведенные продукты в страны СНГ.

- С какими российскими разработчиками в сфере IoT сотрудничает Cisco?

- Для нашей компании очень важна работа со стартапами, ведь это новая кровь, идеи и методы решения задач. Большим преимуществом стартапов являются их подвижность и гибкость, которые выгодно отличают эти компании от таких гигантов, как Cisco.

Один из критериев, по которым мы оцениваем свою успешность, – ​насколько мы успеваем за другими инновационными компаниями. Иногда появляются небольшие стартапы, которые в чем-то нас превосходят. Стратегия Cisco такова, что мы просто их покупаем.

В России у нас есть фонд размером $100 млн, который инвестирует в стартапы, работающие в сфере сетевых технологий и IoT, и помогает им развиваться. Также мы ежегодно участвуем в крупнейшей российской конференции для технологических стартапов и молодых предпринимателей Startup Village. Ведь в сфере ИТ никогда не знаешь наперед, кто создаст следующий iPod.