© ComNews
06.03.2017

С начала работы системы "Ревизор", которая следит за блокировками запрещенных интернет-ресурсов, российским операторам пришло около 3 тыс. протоколов об административных правонарушениях, с последующим назначением штрафов. Причем суд вынес уже около 500 решений по делам, 90% которых - не в пользу операторов. Таковы данные юридической и консалтинговой компании "ОрдерКом". Опрошенные ComNews операторы связи жалуются, что "Ревизор" с декабря 2016 г. начал работать со сбоями, в частности выдает заблокированные доменные имена за незаблокированные, с чем и связан основной массив нарушений. Единого фронта борьбы с этой проблемой пока не создано.

Как рассказал генеральный директор "ОрдерКома", кандидат юридических наук Дмитрий Галушко, операторы получили от Роскомнадзора уже около 3 тыс. протоколов об административных правонарушениях, с последующим назначением штрафов. "Причем такие протоколы получали как крупные, так и небольшие операторы связи, - говорит Дмитрий Галушко. - Однако для маленьких операторов такой штраф является огромной суммой, которая даже может стать причиной закрытия компании". 

Напомним, сейчас размер такого штрафа для юридических лиц составляет от 30 тыс. до 40 тыс. руб. Операторы связи пока привлекаются по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, то есть за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Однако 22 февраля 2017 г. президент России Владимир Путин подписал закон о введении более крупных штрафов для интернет-провайдеров за неисполнение обязанностей по блокировке запрещенных сайтов. Документ, согласно которому для юридических лиц штраф составит от 50 тыс. до 100 тыс. руб., вступит в силу с 24 марта. Дмитрий Галушко полагает, что этот закон может поставить ряд небольших операторов связи в затруднительное финансовое положение, учитывая, что система "Ревизор" последние месяцы работает некорректно.

В частности, об этом свидетельствуют вопросы, которые Роскомнадзор получил 28 февраля во время онлайн-конференции по теме работы "Ревизора". Например, сотрудник ООО "ГлобалТелеком" Константин Феоктистов сообщил, что в конце января 2017 г. внезапно изменился алгоритм работы комплекса "Ревизор". "Никаких уведомлений об этом не поступало. С 30 января 2017 г. мы фиксировали постепенный рост количества незаблокированных ресурсов, согласно отчетам, доступным через личный кабинет оператора связи", - отметил он. "ГлобалТелеком" отправил подробную информацию о нештатной работе "Ревизора" во ФГУП "РЧЦ ЦФО" и попросил помочь исправить ситуацию. В РЧЦ подтвердили, что алгоритм работы системы изменился.

"Следует отметить, что новый алгоритм весьма странный; никакое другое ПО клиента, функционирующее в соответствии с RFC, не может получить доступ к заблокированным ресурсам. На основании отчетов, сгенерированных "Ревизором" с использованием нового алгоритма, был составлен протокол об административном правонарушении. Мы уверены, что в такой ситуации оказались и другие операторы", - говорит Константин Феоктистов.

Об изменении механизма проверки блокировок сообщали и другие представители отрасли, участвовавшие в онлайн-конференции. Они обращают внимание на то, что в отчетах системы заблокированные сайты значились как незаблокированные. Кроме того, представители отрасли пожаловались на неудобный личный кабинет и непрозрачность системы в целом.

Опрошенные ComNews игроки рынка также отметили, что в системе "Ревизор" часто происходят сбои. Например, "Ростелеком" установил "Ревизор" в конце 2016 г. "В силу рассогласования требований системы "Ревизор" и Системы фильтрации трафика компании к формату "заглушки", иногда возникали ситуации несоответствия данных о формальной блокировке и фактической", - отметил представитель оператора. По инициативе "Ростелекома" была создана рабочая группа, куда входят представители ряда магистральных операторов связи. Результатом их работы должны стать рекомендации по доработке "Ревизора", а также Системы фильтрации трафика "Ростелекома".

Как сообщила руководитель Департамента по связям с общественностью и коммуникациям АО "Компания ТрансТелеКом" Наталья Ташкеева, оператор установил "Ревизор" в конце 2015 г. "Иногда возникают единичные ситуации, касающиеся мониторинга блокировки страниц. Система может выдавать данные, что запрещенный URL не закрыт, тогда как по факту страница заблокирована оператором, - сказала она. - Мы относим это к мелким техническим накладкам и рассчитываем, что постепенно такие вопросы будут решены производителем". ТТК участвует в различных встречах с представителями РЧЦ и Роскомнадзора, где озвучивает те или иные предложения, которые, по мнению компании, могли бы оптимизировать работу комплекса.

Исполнительный директор петербургского интернет-провайдера "Сети Веба" (бренд WEBA) Геннадий Новоселов рассказал, что компания установила на сети программно-аппаратный комплекс "Ревизор" в начале осени 2016 г. "В начале декабря нам пришло письмо из РЧЦ ЦФО о том, что некоторые интернет-ресурсы из списка запрещенных Роскомнадзором не блокируются. Мы предприняли попытки выяснить, в чем дело, однако до конца 2016 г. ФГУП так и не предоставило нам возможности самостоятельно сделать выгрузку данных в личном кабинете: личный кабинет не функционировал в полной мере. Позже компании пришел протокол об административном правонарушении. По словам Геннадия Новоселова, "Сети Веба" делали блокировку в полном соответствии с рекомендациями Роскомнадзора, однако "Ревизор" начал использовать алгоритмы обхода блокировок и выдавать заблокированные адреса за открытые.

"Сейчас мы ждем судебного производства, чтобы доказать, что вменяемого нам правонарушения мы не совершали. Кроме того, ООО "Сети Веба" направило в Минкомсвязи запрос о проверке корректности работы "Ревизора", - говорит Геннадий Новоселов. - Мы считаем, что основная проблема с "Ревизором" в том, что алгоритм, по которому осуществляется проверка, непрозрачен и оставляет пространство для разнообразных спекуляций".

Как сообщила пресс-секретарь ООО "Т2 Мобайл" (бренд) Tele2 Ольга Галушина, компания внедрила систему "Ревизор" летом 2016 г. Оператор заявляет, что система работает корректно. Сотрудник Tele2, как и представители ПАО "МегаФон" и ПАО "ВымпелКом" не комментируют случаи сбоев. Уже несколько месяцев системой пользуется ПАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС), и, как говорит сотрудник оператора, за этот период компания не зафиксировала некорректной работы "Ревизора". По словам пресс-секретаря ПАО "ВымпелКом" Анны Айбашевой, оператор установил "Ревизор" летом 2016 г. и на текущий момент блокирует более 60 тыс. ресурсов. На условиях анонимности один из операторов "большой четверки" рассказал, что в работе "Ревизора" случаются сбои, однако не раскрыл подробностей.

Исполнительный директор Объединения альтернативных операторов связи (ОАОС) Алексей Леонтьев сообщил корреспонденту ComNews, что многим операторам уже пришли штрафы за неблокировку запрещенных сайтов. "Целый ряд компаний обратились в суды, так как считают эти штрафы незаконными, - подчеркнул он. - "Ревизор" - непрозрачная система, непонятен алгоритм ее работы. Кроме того, неизвестно, как программно-аппаратный комплекс поведет себя на сети, непонятно, что происходит в оборудовании, нет автоматизированной выгрузки данных из системы. Не исключено, что операторы будут подавать иски к РЧЦ ЦФО, так как система "Ревизор" работает некорректно".

Алексей Леонтьев знает о случаях, когда оператор проводил на сети ремонтные работы и отключал на это время механизм фильтрации, а штрафов ему не приходило. В другом случае при проведении ремонтных работ на сети оператор получил штраф за невыполнение блокировки ресурса. "Непонятно, почему с самого начала РЧЦ не захотел сделать для операторов адекватно работающую и удобную систему", - говорит Алексей Леонтьев.

Вероника Шадуро, генеральный директор компании "СтройТелекомИнвест", оказывающей консалтинговые услуги операторам связи, рассказала, что ее компания  консультирует девять операторов связи, которые получили от РЧЦ протоколы о нарушении закона, предполагающего блокировку запрещенных интернет-ресурсов. "Причем все операторы заявляют, что блокируют все сайты с противоправным контентом, и считают, что им выписывают штраф незаконно и незаслуженно", - сообщила она, добавив, что увеличение количества штрафов связано с изменением алгоритма работы "Ревизора" в январе. По ее словам, операторы, сотрудничающие со "СтройТелекомИнвестом" признают необходимость "Ревизора", однако хотят, чтобы система работала правильно.

"Можно предположить, что, выписывая штрафы, Роскомнадзор пытается доказать эффективность системы и указать на то, что бюджетные деньги на разработку "Ревизора" были потрачены не зря", - предполагает Вероника Шадуро. По ее словам, "СтройТелекомИнвест" вместе с рядом операторов связи отправил письмо в Минкомсвязи с просьбой изучить алгоритм работы "Ревизора" и принять меры по запрету эксплуатации этой системы, пока она работает некорректно. "По нашим сведениям, министерство в курсе общей проблемы и работает над вопросом, однако когда будет решение и сколько операторов успеют понести наказание незаслуженно, неизвестно", - подчеркнула она.

Как ранее сообщал ComNews, в сентябре 2015 г. российская радиочастотная служба объявила конкурс на создание автоматизированной системы контроля за соблюдением операторами связи требований по блокировке запрещенного контента в Интернете. В тендере победил разработчик систем фильтрации трафика из Нижнего Новгорода - ООО "МФИ Софт" (см. новость ComNews от 24 сентября 2015 г.). Начальная цена договора составляла более 100 млн руб., а "МФИ Софт" согласилось выполнить работу за 84 млн руб. В начале 2016 г. система находилась в опытной эксплуатации, а ближе к концу 2016 г. заработала полноценно.

Представители Роскомнадзора и "МФИ Софт" не ответили на запрос ComNews.

Статьи по теме