© ComNews
13.03.2017

ПАО "Ростелеком" заключило договор с McKinsey & Company на оказание последней консультационных услуг для реализации стратегических инициатив по трансформации оператора в провайдера цифровых услуг. Консультационные услуги подразумевают проведение McKinsey & Company семинаров для топ-менеджеров "Ростелекома" и предоставление оператору материалов, содержащих обзор практики цифровой трансформации ведущих мировых телеком-операторов. Сумма договора составила 32,1 млн руб.

Об открытой закупке у единственного поставщика на право заключения договора на оказание консультационных услуг для реализации стратегических инициатив в рамках трансформации "Ростелекома" в провайдера цифровых услуг говорится в документах, опубликованных на сайте оператора.

Изначально максимальная сумма по этой закупке составляла 33,7 млн руб. с учетом НДС. Согласно закупочной документации, сумма договора, который "Ростелеком" заключил с McKinsey & Company 9 марта 2017 г., в итоге составила 32,1 млн руб. с учетом НДС. Срок оказания консультационных услуг по контракту - с 31 января по 31 марта 2017 г.

Консультационные услуги подразумевают проведение McKinsey & Company пяти семинаров для топ-менеджеров "Ростелекома". Из технического задания следует, что первый семинар должен был пройти 31 января, второй - 7 февраля, третий - 16 февраля. Четвертый семинар должен состояться 16 марта, а пятый - 30 марта. "Сроки проведения семинаров были определены по договоренности сторон, чтобы ускорить работы и не создавать паузу на время проведения закупочной процедуры", - пояснил корреспонденту ComNews представитель пресс-службы "Ростелекома".

Кроме того, McKinsey & Company должна будет предоставить "Ростелекому" материалы, содержащие обзор практики цифровой трансформации ведущих мировых телеком-операторов.

"Закупка проводилась по инициативе офиса трансформации, который отвечает за реорганизацию и оптимизацию бизнес-процессов компании. Исполнитель контракта по данной закупке должен совместно с менеджментом компании разработать конкретные дорожные карты для реализации стратегических инициатив по трансформации "Ростелекома" в провайдера цифровых услуг из телеком-оператора, - рассказал представитель пресс-службы "Ростелекома". - Выбор поставщика обусловлен тем, что у этой компании есть богатый опыт и реализованные разработки по цифровой трансформации, а также глубоким погружением в бизнес-процессы "Ростелекома" по предыдущим проектам, в частности по совершенствованию клиентского опыта".

Пресс-служба McKinsey & Company воздержалась от комментариев.

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко отметил в беседе с ComNews, что McKinsey & Company является консультантом ведущих телекоммуникационных компаний мира. "На мой взгляд, проведение подобных мероприятий полезно для развития бизнес-стратегии компании", - резюмировал Георгий Ващенко.

"Слова о цифровой трансформации звучат красиво, но от них очень далеко до конкретных шагов. А какие шаги надо предпринимать в этой ситуации, выхода из которой не видно? Положиться на самую раскрученную консалтинговую фирму - возможный вариант, тем более что многие так и поступают", - заметил в разговоре с корреспондентом ComNews аналитик группы компаний "Финам" Леонид Делицын.

По словам Леонида Делицына, если бы путь развития цифровых услуг был легким и прибыльным, то консультанты операторам не требовались бы. "В реальности консультанты требуются потому, что эпоха быстрого роста завершилась, финансовые показатели снижаются, в сфере контента успехов у операторов нет, противопоставить популярности интернет-мессенджеров им нечего и т.д. Какую конкретную форму изберут операторы - семинары или обследования или какую-нибудь еще - это зависит от того, сколько информации они сами готовы раскрыть консультантам", - рассказал Леонид Делицын.

В целом, по словам представителя пресс-службы оператора, топ-менеджмент "Ростелекома" регулярно принимает участие в стратегических сессиях. Он добавил, что выбор бизнес-тренеров, организаторов зависит от тематики и задач конкретной стратегической сессии.

Другой российский оператор связи - ПАО "МегаФон" тоже регулярно проводит обучение управленческих команд. "Программы соответствуют стратегическим приоритетам компании. В 2016 г. были проведены две программы обучения совместно с корпоративным университетом компании Telefonica. В программе приняли участие 150 руководителей, представляющих все функции филиалов и дочерних компаний "МегаФона". Многие идеи, обсуждавшиеся в рамках тренингов, позднее были реализованы", - сообщил ComNews представитель пресс-службы "МегаФона".

Пресс-службы ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") и Tele2 (ООО "Т2 РТК Холдинг") не предоставили ComNews комментариев.

По словам Леонида Делицына, в целом консультантам начинают платить тогда, когда компания теряет рынок, когда она не может эффективно противостоять конкурентам или когда рынок падает. "В этот момент компания начинает понимать, что ей не хватает опыта. Зачастую в этот момент совет директоров меняет топ-менеджмент, надеясь на то, что компании поможет свежий взгляд со стороны и лидерские качества опытных менеджеров из другой индустрии. Но им тоже не хватает опыта именно в том бизнесе, которым их приглашают руководить. Новый директор - это потенциальный заказчик консалтинга. Помимо прочего, новый руководитель может сослаться на предложение консультантов, если его собственный авторитет в отрасли и у коллектива недостаточно велик. Коллектив будет проклинать консультантов, но делать то, что они предписали", - заключил Леонид Делицын.

Напомним, что, как ранее сообщал ComNews, "Ростелеком" планирует также подписать договор с Boston Consulting Group на оказание консультационных услуг по разработке операционной стратегии и определению направлений роста оператора фиксированной связи в сегментах B2B и B2G. Сумма контракта составляет 1,2 млн евро (см. новость ComNews от 6 марта 2017 г.).

По итогам 2016 г. выручка "Ростелекома" составила 297,4 млрд руб., что на 0,03% больше, чем годом ранее. Показатель OIBDA снизился на 4%, до 96,8 млрд руб. Рентабельность по OIBDA составила 32,5% по сравнению с 33,9% по итогам 2015 г. Чистая прибыль компании снизилась на 15%, до 12,2 млрд руб., год к году. По итогам IV квартала 2016 г., количество частных пользователей ШПД "Ростелекома" выросло на 6%, до 11,6 млн человек, а корпоративных - на 3%, до 800 тыс. Количество пользователей платного ТВ от "Ростелекома" увеличилось на 8% год к году, до 9,3 млн человек, из них у 4,2 млн установлено "Интерактивное ТВ".

В структуре выручки компании большую часть приносят доходы от дополнительных и облачных услуг: по итогам 2016 г. выручка в этом сегменте выросла на 28%, до 18 млрд руб. Выручка от услуг телевидения увеличилась на 22%, до 23,6 млрд руб., а выручка от ШПД - на 5%, до 66,8 млрд руб. Выручка от оптовых услуг (аренда каналов, присоединение и пропуск трафика, VPN, аренда и обслуживание телекоммуникационной инфраструктуры) принесла компании в прошлом году 79 млрд руб. Доходы от фиксированной телефонии традиционно падают: по итогам 2016 г. они снизились на 12%, до 87,3 млрд руб. (см. новость ComNews от 7 марта 2017 г.).