Точка зрения / апрель 2017
ТТК продолжает развивать магистральный бизнес в России и в мире

Сергей Яковлев, руководитель Департамента оптовых продаж АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК)
© ComNews
06.04.2017

На VII Международной конференции Transport Networks Russia 2017 руководитель Департамента оптовых продаж АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) Сергей Яковлев дал интервью корреспонденту ComNews и рассказал о развитии магистрального бизнеса ТТК в 2016 году, о нынешнем положении компании на рынке, а также о том, какие у оператора планы на 2017 год.

- Расскажите о результатах работы Департамента оптовых продаж за 2016 год: каких успехов Вы добились? 

- Ситуация такова: на рынке магистральных сетей связи по-прежнему сохраняется высокая конкуренция. Доля ТТК распределена неравномерно: в то время как по протяженности сетей ТрансТелеКом занимает 7,5% рынка, по продажам магистральной емкости наша доля составляет около 30%.

По итогам 2016 года мы сохранили нашу существенную долю и на российском рынке транзита data-трафика, и на международном. Мы смогли сохранить основные показатели бюджета - прибыль от продаж и долю рынка. Доля операционной прибыли транзитного бизнеса в общих доходах компании в 2016-м году составила около трети. Это хороший результат. ТТК в этом году исполняется 20 лет, и нам удается сохранять взятую нами планку.  

- Какие проекты у компании были на международном рынке транзита трафика?

- Наша магистральная сеть лидирует среди остальных по количеству трансграничных переходов: с каждой из соседних с Россией стран наша сеть соединена несколькими погранпереходами. В 2016 году мы организовали новый переход с финской Cinia Group, сеть которой имеет весьма низкую задержку сигнала до Франкфурта. Кроме того, Cinia Group предлагает хорошее по цене решение, и мы сможем сэкономить.

Кроме того, мы организовали резервный канал для Азербайджана. ТрансТелеКом в 2016 году существенно укрепил позиции на азербайджанском рынке, где доля компании выросла с 15% до 40%.

В 2016 году мы организовали новый, четвертый погранпереход с оператором China Telecom. На весну-лето 2017 года мы запланировали его модернизацию до 100 Гбит/с. У наших партнеров в Китае велика потребность в подключении так называемого ChinaNet к внешним сетям в Европе. Более того, Китай заинтересован в расширении пропускной способности магистральных каналов до 100 Гбит/с. В прошлом году ТрансТелеКому удалось увеличить денежный объем заключенных долгосрочных сделок с китайскими операторами более чем на 70% по сравнению с 2015 годом.

- Какое место занимает ТТК в транзите международного трафика, в частности, из Китая, через территорию России?

-  Как это ни удивительно, Китай с точки зрения присоединения к внешним Интернет-сетям всего в полтора раза больше, чем Россия. Объем присоединений сетей России к внешним Интернет-сетям около 4 Терабит, а Китая - немногим более 6 Терабит. Большая часть связности Китая идет в Америку, Японию, Австралию, Корею, Индию, Африку. В Европу из Китая идет менее 20% всего передаваемого трафика.

ТТК работает с Китаем уже 12 лет, и 20% трафика, который передается между Китаем и Европой, проходит через сеть ТТК.

- Компании из каких отраслей выступают покупателями магистральной емкости у ТТК?

- Помимо операторов связи большие емкости нужны и контент-провайдерам, и те, и другие являются нашими крупными клиентами. Обращу внимание, что объем трафика, передаваемого контент-провайдерами, растет. Мы рассчитывает сосредоточиться на вопросах развития сети, на поддержке качества связи с учетом растущих объемов пропуска трафика по сетям.

- Продолжает ли ТТК строительство и расширение магистральных сетей?

- Массированное нет. У ТТК есть планы по поводу увеличения надежности сетей, но они касаются небольших участков, это не будет масштабное строительство. Мы увязываем свою стратегию и планы с потребностями и возможностями российских железных дорог, и их география является для нас базовой: мы не идем в те города, где нет железных дорог. Сейчас из 76 тысяч км железнодорожных кабелей современными высокоскоростными сетями закрыто около 57 тысяч км. По мере роста потребления трафика и появления новых технологий передачи данных мы модернизируем сети. Это делается для обслуживания роста потребления данных и для обеспечения надежности сетей.

- Есть ли у ТТК подключения с другими магистральными операторами - например, для клиентов, которым нужно добраться в определенный город?

-  Даже имея в наличии 240 сетей ШПД, которые помогают нам подключать клиентов, мы арендуем участки сетей у партнеров и локальных игроков. Такие подключения мы чаще всего реализуем в интересах корпоративных заказчиков, которые расположены по определенным адресам. Что касается магистральных сетей, то со всеми крупными операторами, по большей части с "Ростелекомом" и "МегаФоном" у нас заключены программы взаимного обмена емкостями для взаимного резервирования сетей в регионах, особенно на Севере и Дальнем Востоке.

- Кстати, про Север и Дальний Восток. Компании интересно развиваться в этих направлениях, занимается ли ТТК устранением цифрового неравенства?

- Три года назад, например, мы пришли в Якутск. Там ранее была только спутниковая связь и радиорелейная связь от "Ростелекома", что при современных объемах потребления Интернета маловато для жителей. Примерно в один год ТТК и "Ростелеком" проложили оптоволоконные линии до Якутска и начали оказывать услуги. В Якутске ТТК построил сеть ШПД. Отчасти это можно считать устранением цифрового неравенства, но с той разницей, что в случае "Ростелекома" такое строительство частично компенсируется из бюджета, а ТТК использует коммерческие займы.

- Если говорить про обслуживание сетей ТТК, этим занимается сама компания или это отдано на аутсорсинг?

- В ТТК исторически сложилось так, что бригады нашей компании сами обслуживают все кабели вдоль железных дорог. Это связано с тем, что РЖД очень требовательный клиент. Эксплуатацией кабелей занимаются 250 эксплуатационных бригад. Наша бригада расположена каждые 300 км сетевого кабеля, и в случае обрыва выезжает на место происшествия в любое время дня и ночи. Таким образом, за 20 лет существования ТТК мы среди остальных игроков отрасли создали самую жесткую систему по устранению обрывов кабелей. Устранение обрывов должно занимать не более шести часов (если речь идет о подвесном кабеле) и 10 часов (если кабель в грунте).  

- Какие планы развития у Департамента оптовых продаж ТТК на 2017 год?

- С одной стороны, мы и дальше продолжим держать руку на пульсе всех существующих направлений деятельности, как на международном, так и на российском рынке. Планируем сохранять нашу долю и нынешний уровень прибыли от продаж. Кроме того, мы заинтересованы в более тесной работе с операторами по новым продуктам. Для российских операторов будет реализована партнерская программа по совместному продвижению современных продуктов для конечных пользователей по схеме revenue sharing.

Кроме того, мы планируем участие ТТК как транзитного оператора связи в международных проектах ОАО "РЖД". Компания всегда занималась международной деятельностью, но в последние годы эта работа активизировалась. РЖД ведет переговоры и с Ираном, и с Индией, и с более отдаленными регионами. ТТК также участвует в этом. Мы будем сообщать о результатах.