Елизавета Титаренко
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
10.04.2017

Несмотря на более чем 20-летнее существование мобильной связи в России качество этой связи по-прежнему продолжает оставаться слабым местом сотовых операторов. Работу операторов анализирует Роскомнадзор и десяток аналитических агентств, операторы заявляют о непрекращающейся модернизации сети и новых базовых станциях, однако сложно поверить в то, что в ближайшее время поток жалоб на качество связи уменьшится. Тем временем косвенные конкуренты сотовых операторов совсем скоро могут воспользоваться их слабостями, и этот момент не за горами.

В частности, абоненты в Москве - одни из самых требовательных к качеству связи. Операторы сами признают, что качество связи -  это важный фактор конкуренции и что необходимо постоянно работать над его улучшением. Однако слово не всегда совпадает с делом. Взять, например, связь в электричке, которая следует от Ярославского вокзала до Мытищ. В ней автор колонки и еще много москвичей и жителей Подмосковья каждое утро и каждый вечер проделывают путь на работу и обратно. Каждый второй пассажир в электричке - со смартфоном. Но, как показал опыт, голосовая связь самого крупного по выручке сотового оператора России на протяжении всего этого отрезка работает неважно. Разговор прерывается, вместо голоса собеседника слышится бульканье, либо просто слова слышны нечетко. В следующий раз на том же отрезке пришлось разговаривать по телефону, в котором была SIM-карта другого оператора, не столь крупного, как первый. Связь была отличной. Однако у большинства моих родственников - SIM-карты самого крупного мобильного оператора в России, и поэтому отказаться от него сложно.

Аналогичная ситуация наблюдается и на самом коммерческом железнодорожном маршруте в России - между Москвой и Петербургом. Только скоростных поездов "Сапсан", в которых путешествует обеспеченная публика, по этой трассе ежедневно проносится по 12 в каждом направлении. Эти поезда идут днем, и пассажиры пытаются общаться по сотовым телефонам и пользоваться мобильным Интернетом. Однако у каждого из операторов "большой четверки" по ходу движения периодически возникают "черные пятна". А "МегаФон", который некогда получил от РЖД эксклюзивные права предоставления интернет-доступа в поездах "Сапсан" (через сотовую сеть с раздачей в вагонах по Wi-Fi), с сентября 2016 года не может возобновить эту услугу. До того момента она работала с постоянными перебоями из-за неполного радиопокрытия трассы Москва - Петербург. Ныне Wi-Fi-сеть Megafon по-прежнему существует в "Сапсанах" и позволяет к ней подключиться, но доступа в Интернет не дает, что ежедневно увеличивает армию пользователей, нелояльных данному оператору.

Как недавно сказал топ-менеджер одной из компаний "большой четверки", сотовый оператор четко понимает, сколько денег он получит с той или иной базовой станции. Самое главное, установить ее в нужном месте - там, где будет много абонентов. И поэтому непонятно, почему один оператор использует возможность, устанавливая базовые станции в том или ином месте скопления или проезда большого количества пользователей и зарабатывая на связи, а другой - нет. Странно, что даже там, где можно заработать, сотовые компании этого не делают.

Видимо, операторы мобильной связи пока не задумывались о том, что может появиться тот, кто воспользуется этой слабостью и "снимет все сливки". Поясню: к концу года на рынке связи в России появится несколько качественно новых игроков - виртуальных операторов (MVNO), среди которых - Сбербанк, Тинькофф Банк, "ВКонтакте" и ТТК. Все они станут операторами федерального масштаба. Причем для таких игроков задача состоит не столько в зарабатывании денег на мобильной связи, сколько в повышении лояльности за счет предоставления комплексных сервисов для обширной базы потребителей их основных услуг. Например, у Сбербанка в России насчитывается более 127 млн розничных клиентов и 130 млн эмитированных пластиковых карт, что в разы больше количества абонентов любого из операторов "четверки". По итогам 2016 г. Тинькофф Банк является вторым крупнейшим игроком на российском рынке кредитных карт с долей рынка в размере 10,3% (на данный момент банк серийного предпринимателя Олега Тинькова обслуживает свыше 5 млн клиентов).

С одной стороны, виртуальный оператор - заложник сети хост-оператора. То есть, к примеру, "Тинькофф Мобайл" будет работать там, где есть зона охвата сети его хост-оператора Tele2, и качество связи "Тинькофф Мобайла" будет равно качеству связи Tele2. Но в то же время, если банку удастся договориться, например, с двумя или тремя сетевыми операторами, то в итоге сеть, на которой будет работать виртуальный оператор банка, получит более широкий географический охват. Соответственно, и связь станет более надежной: смартфон абонента такого MVNO будет подключаться к сети того хост-оператора, у которого есть базовые станции и лучшее покрытие в данном месте.

Не секрет, что Сбербанк, который уже начал закрытое бета-тестирование виртуальной сотовой сети на базе хост-сети Tele2, ведет переговоры с несколькими сотовыми операторами. По сообщениям СМИ, активно проявляло себя в переговорах ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС). Если допустить, что SIM-карта банковского виртуального оператора будет работать на сети нескольких хост-операторов, то проблема с качеством связи постепенно отпадает. Там, где отсутствует сигнал одного из игроков "большой четверки", можно будет поймать сигнал другого. И абоненты потянутся к такому виртуальному оператору за качеством связи.

Виртуальный оператор - зверь, который рожден и вскормлен традиционными операторами и пока ведет себя тихо. Но он может и укусить своего хозяина. Так что если "большая четверка" серьезно не озаботится качеством связи, то не исключено, что кто-то из ее участников может стать чужим на этом празднике мобильной жизни.