Новости / апрель 2017
"Крок" добавит виртуальности в промышленность

Мария Андреева
© ComNews
12.04.2017

Компания "Крок" (ЗАО "КРОК инкорпорейтед") создала универсальное решение с применением технологии виртуальной реальности (VR-систему) для строительных компаний, проектных организаций, а также конструкторских бюро промышленных предприятий. В компании отметили, что "Крок" первым среди российских системных интеграторов представил такую VR-систему. В "Крок" считают, что внедрение профессиональной системы виртуальной реальности на предприятиях позволит ускорить разработку проектов, снизить затраты на производство классических макетов и сократить время принятия конструкторских решений. Эксперты оценили стоимость внедрения решения в несколько десятков миллионов рублей.

Как рассказал корреспонденту ComNews директор Центра виртуальной реальности компании "Крок" Александр Леус, "Крок" первым среди российских системных интеграторов представил данную универсальную VR-систему для групповой работы специалистов сферы проектирования.

В компании отметили, что программно-аппаратное решение ориентировано на потребности бизнеса в детальной визуализации инженерных данных и создании виртуальных прототипов промышленных изделий и строительных объектов.

По словам Александра Леуса, впервые базовая версия решения была представлена в декабре 2016 г. на отраслевом форуме "Транспортная неделя". 

Далее система была протестирована в работе на примере пилотного проекта по визуализации инженерных данных для Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.

"Внедрение системы занимает от одного месяца и зависит от сложности поставленных заказчиком задач в каждом конкретном случае", - сказал корреспонденту ComNews Александр Леус, добавив, что система базируется на компонентах и технологиях нескольких вендоров - лидеров рынка в своих сегментах. 

В компании "Крок" корреспонденту ComNews рассказали, что с помощью профессиональной VR-системы специалисты проектных групп смогут упростить согласование технических проектов благодаря максимальной наглядности виртуального макета. "Внедрение профессиональной системы виртуальной реальности на предприятиях позволит ускорить разработку проектов, снизить затраты на производство классических макетов и сократить время принятия конструкторских решений. VR-решение "Крока" совместимо с облаком, что позволяет хранить тяжелые проектные данные в защищенном хранилище и высвободить локальные вычислительные ресурсы под более приоритетные задачи", - отметили представители системного интегратора.

В "Крок" пояснили, что данная VR-система легко подключается к инструментам автоматизированного проектирования (САПР). "Благодаря этому каждый инженер и конструктор может вносить изменения в технический проект на лету и сразу же видеть их в виртуальном прототипе. Загружать данные в VR-систему можно из всех популярных средств проектирования - Autodesk, Dassault Systèmes, Siemens, PTC - без дополнительной оптимизации", - уточнили в "Крок".

Кроме того, строители и проектировщики зданий смогут в интерактивном режиме выявлять коллизии, проводить измерения, визуализировать фрагменты сооружений, совмещая в виртуальном макете исходную информацию из различных САПР. Наряду с этим есть возможность оперативной работы с версиями проекта по мере внесения изменений.

"Среди актуальных преимуществ решения "Крок" - обеспечение связности и эффективной работы с цифровыми макетами на всех этапах жизненного цикла объекта, включая проектирование, реконструкцию, ремонт и обслуживание существующих сооружений и техники благодаря интеграции с компонентами BIM- и PLM-технологий", - отметили в компании.

Представители системного интегратора считают, что наглядный формат результатов моделирования поможет инвесторам и заказчикам проектов всесторонне осмотреть конструируемый объект, посетить строительную площадку, не выходя из офиса. "Кроме того, профессиональная система визуализации сделает презентации будущих разработок на отраслевых выставках более зрелищными", - прокомментировали в "Крок".

Александр Леус пояснил корреспонденту ComNews, что VR-система для групповой работы специалистов сферы проектирования объединяет вычислительный комплекс, проекционное оборудование, проекционный экран, систему трекинга, набор контроллеров, программное обеспечение (ПО) для быстрой визуализации данных САПР.

"Работа над системой объединила несколько команд инженеров компании "Крок" с экспертизой в области вычислительных комплексов, софта и оптических систем", - добавил он.

Александр Леус отметил, что решение заинтересует те отрасли, где высока роль совместной работы над проектами и необходим тщательный контроль рисков возникновения ошибок на каждом этапе работы над изделием или строительным объектом. "В первую очередь это машиностроение, промышленность и строительство", - уточнил Александр Леус. Он добавил, что в настоящий момент "Крок" видит заинтересованность со стороны нефтегазового сектора, авиастроительных компаний и строительного бизнеса.

"Универсальная система будет полезна в работе предприятий, где необходим высокий уровень технической визуализации. Мы видим, как растет заинтересованность строительных и проектных организаций в решениях для наглядного ознакомления с инженерными данными", - прокомментировал Александр Леус. Он добавил, что с помощью этой VR-системы заказчики и инвесторы смогут получать всестороннюю информацию о проектируемом объекте в доступной форме и едином формате.

"С постепенным внедрением организациями PLM и BIM система будет неотъемлемым звеном комплекса решений для проектировщиков и конструкторов в самом ближайшем будущем" - заключил он.

В разговоре с корреспондентом ComNews исполнительный директор VE Group Илья Вигер отметил, что VE Group создает системы виртуальной реальности для промышленных и строительных задач уже 15 лет, и за это время реализовала более 50 систем виртуальной реальности. Среди заказчиков компании числятся ГК "Росатом", МГУ им. Ломоносова, ГПС МЧС России и т.д.

"Системы виртуальной реальности востребованы в большей степени именно благодаря высокому интересу к групповой работе в VR. Но с выпуском дешевых консьюмерских шлемов виртуальной реальности многие заказчики хотят использовать в первую очередь их, а уже затем, накопив опыт, начинают применять более профессиональные решения", - рассказал Илья Вигер.

Что касается решения компании "Крок", он отметил, что это очень нишевое специализированное решение, которое будет интересно таким отраслям, как строительство и машиностроение. Илья Вигер предположил, что внедрение такой VR-системы может стоить десятки миллионов рублей.

Руководитель Ассоциации дополненной и виртуальной реальности (AVRA) Екатерина Филатова в разговоре с корреспондентом ComNews отметила, что системы визуализации промышленных и строительных проектов с применением VR-технологий все больше востребованы на рынке. "Например, при строительстве Олимпийского стадиона в Сочи компания Vizerra создавала 3D-визуализацию на этапе проектирования. За счет использования такой системы удалось возвести спортивный комплекс с соблюдением технических требований без больших затрат на устранение неполадок", - рассказала Екатерина Филатова.

По ее словам, решения по VR-визуализации объектов интересны во многих отраслях. Но основными являются проектирование и строительство, использование VR на этапе продажи потребителю, визуализация сложных промышленных объектов.

Екатерина Филатова отметила, что стоимость внедрения такой системы зависит от детализации и сложности объектов, требуемого качества графики и сложности взаимодействия с объектами при работе в виртуальном пространстве. "Стоимость может быть как в районе миллиона рублей за объект, так и превышать десяток миллионов за сложный комплекс", - заключила она.

Управляющий инвестиционным портфелем Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Сергей Негодяев сказал, что подобные решения на рынке уже есть. В частности, он отметил УК "Лидер", которая стала одним из пионеров на рынке VR-технологий.

Сергей Негодяев указал на то, что, во-первых, визуализация позволяет конечному заказчику видеть результаты на реальной местности крайне быстро, что приводит к моментальному исправлению ошибок проектирования и оперативному внедрению комментариев конечного заказчика, и это значительно снижает себестоимость доработок и сокращает цикл работы проектных компаний. Во-вторых, основной заказчик сразу может увидеть результат и оперативнее принять решение о предоставлении ресурсов, необходимых для перехода в фазу активного развития проекта.

"На текущий момент рынок развлечений кажется одним из основных потребителей VR-решений: именно на нем у VR-решений самый простой и короткий путь к потребителю - новые игры с устройствами, интеграция с HTC Vive и Facebook Oculus и т.п., а также огромная пользовательская аудитория", - поделился он. Кроме того, он добавил, что ФРИИ уже проинвестировал в несколько проектов по данному направлению и, видя его перспективы, планирует и дальше инвестировать в эту отрасль.

Как ранее сообщал ComNews, в декабре прошлого года компания "Крок" вошла в консорциум в области виртуальной реальности (VR-Консорциум). Представители системного интегратора тогда выражали уверенность, что такое объединение поможет сформулировать технологические стандарты VR-разработок, а также стимулировать их развитие на российском рынке (см. новость ComNews от 2 декабря 2016 г.).