Масахиро Икено: "Свою цель как главы региона EMEA я вижу в том, чтобы нарастить бизнес в сфере ИТ-решений, а не в поставках телеком-оборудования"
02.05.2017

В ходе Mobile World Congress 2017 в Барселоне президент и исполнительный директор NEC Europe Ltd. Масахиро Икено рассказал главному редактору "Стандарта" Леониду Конику о стратегии NEC в Европе и России, а также объяснил значение сильных региональных команд для эффективной работы корпорации на локальных рынках.

- Что вам удалось сделать с момента вашего назначения в апреле 2016 года?

- Для начала я решил детально вникнуть в ситуацию на рынках Европы, Ближнего Востока и Африки, за которые отвечает NEC Europe Ltd. К ноябрю 2016 года разработал стратегию действия на этих рынках и представил ее руководству NEC, сейчас мы занимаемся ее реализацией. Бизнес NEC в EMEA в значительной степени концентрируется вокруг операторов связи: на них приходится более 70 % дохода в регионе. При этом в мировом масштабе контракты с телекоммуникационными компаниями обеспечивают лишь 25 % дохода NEC Corp., еще около 30 % приносит бизнес в государственном секторе, почти 40 % приходится на работу с корпоративными клиентами (включая платформенные решения), остальное – ​на системы безопасности. Решения, которые мы поставляем в корпоративный и госсектор, как видно из приведенных данных, дают почти 70 % совокупного дохода NEC. Свою цель как главы региона EMEA я вижу в том, чтобы нарастить бизнес в сфере поставки решений, прежде всего ИТ, а не телеком-оборудования. Я не снимаю с себя задачи по укреплению контактов с операторами связи, но одновременно хочу наладить диалог с представителями государственного и корпоративного секторов. Этим мы займемся в 2017 финансовом году, который в NEC начинается с апреля.

- До назначения в NEC Europe Ltd. вы были вице-президентом международного бизнес-подразделения NEC Corporation и отвечали за бизнес корпорации в Северной и Латинской Америке, а также в EMEA. Каково место региона EMEA в глобальном бизнесе NEC?

- На страны EMEA (их общее количество составляет 115, – ​прим. "Стандарта") приходится треть населения и треть мирового ВВП. Но у NEC в этом регионе пока меньше трети глобального бизнеса (около 20 %), и моя цель и надежда – ​нарастить объемы бизнеса в EMEA до этого уровня.

- Насколько значимым для корпорации является бизнес в России?

- У NEC долгая история работы в вашей стране, и этот рынок важен для нас, ведь отношения Японии и России являются стратегическими. Мы намерены укреплять присутствие на местном рынке и хотим, чтобы заказчики в РФ видели в NEC надежного и долгосрочного партнера.

К сожалению, из-за падения цен на нефть пару лет назад и некоторого влияния экономических санкций российский рынок сделался весьма непростым. Но мы видим, что цены на нефть снова начали расти, экономика России укрепилась и рынок вновь пошел вверх. Мы ожидаем, что уже к концу текущего года NEC сможет вернуться в РФ к докризисным объемам бизнеса. Грядущий чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года может стать дополнительным фактором роста рынка.

- В сентябре 2016 года японский сотовый оператор SoftBank за $31 млрд купил британского производителя микросхем для мобильных устройств ARM Holdings. Как вы полагаете: это начало новой тенденции и сотовые компании начнут поглощать производителей либо это исключение из правил?

- Данная сделка связана с видением господина Сона (Масаеси Сон – ​генеральный директор и совладелец SoftBank Group Corp., – ​прим. "Стандарта"), и это в высшей степени уникальное видение. Для его реализации, в частности, нужны новые полупроводниковые продукты, чем и объясняется поглощение фирмы ARM. Мы живем в технологическом мире, для успеха в нем нужно быть креативным, а не полагаться на традиционные идеи. В этой связи можно рассматривать сделку между SoftBank и ARM как поглощение одной ИТ-компанией другой ИТ-компании, и таких сделок вполне можно ожидать и в будущем.

В связи с вашим вопросом позвольте мне сказать несколько слов о политике NEC в сфере M&A. Корпорация ориентируется прежде всего на органический рост, но не сбрасывает со счетов и возможности поглощения независимых компаний. При сделках M&A важно отдавать себе отчет в том, что же именно покупается: технология, клиентская база, маркетинговые возможности или сотрудники. Мы все больше поворачиваемся в сторону решений и сервисов и стараемся решать проблемы и задачи конкретного клиента. Но эти проблемы и задачи очень сильно отличаются от региона к региону и от страны к стране, и мы уверены в том, что только локальные специалисты могут решать их эффективно. Поэтому привлечение местных профессионалов для NEC очень важно. Это, к слову, типичный подход для японской компании, тогда как фирмы из США стремятся управлять всеми региональными проектами из штаб-квартиры. Важнейшими инструментами для укрепления региональных команд и привлечения местных специалистов являются партнерство и поглощение локальных компаний – ​для NEC это очень важно.