Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Сб, 21.09.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 63.85 EUR 70.6
21 сентября 2019 года, Сб

Убрать ПКД нельзя оставить

Мария Андреева
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
02.05.2017

На прошлой неделе заместитель главы ФГУП "Почта России" Инесса Галактионова сказала, что по причине отсутствия финансирования приостановлена деятельность 15 тыс. пунктов коллективного доступа (ПКД) в Интернет, которые расположены в почтовых отделениях. Причиной стало то, что "Ростелеком" не продлил с "Почтой России" контракт, по которому почтовый оператор выступает агентом по обслуживанию ПКД в своих отделениях.

ПКД появились в России более 10 лет назад. В 2005 году в рамках проекта по оказанию универсальных услуг связи (УУС) по всей стране в населенных пунктах с количеством жителей от 500 человек начали открывать ПКД и устанавливать таксофоны универсального обслуживания. Пункты созданы для доступа жителей муниципальных образований в сеть Интернет.

В 2014 году Минкомсвязи реформировало систему универсального обслуживания: поправки в закон "О связи" установили, что оказанием УУС по всей стране должен заниматься единый оператор - он взял на себя обязательства по поддержке существующей инфраструктуры УУС, включая таксофоны и ПКД. Помимо этого, единый оператор стал ответственным за проект по устранению цифрового неравенства (УЦН), предполагающий организацию точек доступа к услуге ШПД в населенных пунктах с численностью жителей от 250 до 500 человек.

Единым оператором УУС стал "Ростелеком". Соответствующее распоряжение правительства вступило в силу весной 2014 года и было закреплено контрактом между "Ростелекомом" и Россвязью. Срок контракта - 10 лет.

Проект УУС/УЦН финансируется из резерва универсального обслуживания, на пополнение которого все операторы связи в стране ежегодно отчисляют по 1,2% выручки от оказания услуг связи. Однако в последние годы правительство периодически норовит использовать часть средств из этого резерва на иные нужды (что полностью противоречит статусу этого внебюджетного фонда), а "Ростелеком", как единственный оператор УУС, недополучает финансирование.

В середине 2000-х годов организация ПКД казалась своевременной и востребованной мерой: иные варианты интернет-доступа в малонаселенных пунктах отсутствовали. Но время идет, развиваются технологии, и вместе с этим меняется профиль потребления услуг. И ныне ПКД выглядят если не совсем древностью, то по крайней мере услугой, требующей модернизации.   

Глава Минкомсвязи в прошлом году отмечал, что смартфон стал использоваться для выхода в Интернет в 63% случаев. То есть очевидно, что мобильный интернет-доступ - будущее услуги ШПД. Казалось бы, вот он - повод распрощаться с ПКД в их нынешнем виде раз и навсегда. Но чиновники утверждали, что коллективный доступ в Интернет должен быть обеспечен всем. Еще в конце прошлого года государственные мужи высказывались о том, что совсем закрывать ПКД - неправильно: эти пункты необходимы, они-де являются точками входа в Интернет для малоимущих граждан, для людей преклонного возраста, для необученных пользоваться компьютером и Интернетом, для жителей глубинки.

Все здравомыслящие люди понимают, что такой тип услуг связи, как ПКД, давно устарел, но ни один представитель власти не решается сказать об этом открыто, а тем более закрыть рудиментарную услугу.

Тем временем проект ПКД умирает самостоятельно, регулируемый законом рынка: нет денег - нет услуги. На прошлой неделе Инесса Галактионова сказала, что по причине отсутствия финансирования приостановлена деятельность 15 тыс. ПКД, которые расположены в почтовых отделениях. Причиной стало то, что "Ростелеком" не продлил с "Почтой России" контракт, по которому почтовый оператор выступает агентом по обслуживанию ПКД в своих отделениях.

До недавнего времени в России функционировала 21 тыс. пунктов коллективного интернет-доступа. То, что три четверти из них приостановили работу по причинам экономического характера, - явный повод задуматься о том, нужны ли ПКД в нашей стране в том виде, в котором они существуют.

Столь же архаичной выглядит и вторая услуга УУС - уличные таксофоны. По итогам прошлого года в России их работает 147,7 тыс. При этом в конце прошлого года министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров называл таксофоны основным средством связи по программе УЦН. По его классификации, на втором месте по значимости в рамках программы УЦН - строительство волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), а затем - ПКД.

Между тем встретить человека, разговаривающего по таксофону не только в городе, но уже и в небольшом населенном пункте или деревне, столь же сложно, как снежного человека. Немалая часть универсальных таксофонов вовсе не работают, да и таксофонные карты мало где продаются. 

В результате миллиарды рублей из кармана всех операторов связи России ежегодно идут на содержание никому не нужных ПКД и таксофонов. Но как бы ни был силен менталитет российского чиновника, боящегося брать на себя ответственность, время и технологии - намного сильнее. Хочется верить, что во власти найдется тот, кто открыто заявит о необходимости прекратить работу всех ПКД и "красных" таксофонов в стране. А сэкономленные деньги можно будет направить на реальное устранение цифрового неравенства, а еще лучше - оставить операторам: частные компании распорядятся этими средствами максимально эффективно, действительно во благо жителям России.

Редколонка

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости