Точка зрения / май 2017
Государство в приоритете

Игорь Чурсин, заместитель руководителя Россвязи
04.05.2017

Федеральное агентство связи (Россвязь) является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования спутниковых систем связи. Заместитель руководителя Россвязи Игорь Чурсин в интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику рассказал об этой части работы агентства.

- Начался заявленный период действия Федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения, включая спутники на высокоэллиптической орбите, на период 2017‑2025 годов". Каков текущий статус концепции этой ФЦП? Когда можно ожидать финализации документа?

- В октябре 2014 года Минкомсвязь России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) приступила к разработке проекта концепции целевой программы, направленной на развитие орбитальной группировки космических аппаратов связи и вещания гражданского назначения в 2017‑2025 годах, включая создание группировки космических аппаратов (КА) связи на высокоэллиптической орбите для предоставления услуг связи, в том числе в Арктике. Сегодня группировка спутников связи и вещания гражданского назначения включает 12 КА на дуге геостационарной орбиты от 14° з. д. до 145° в. д.

Проводится доработка документов, связанная с поручением президента России внести изменения в Федеральную космическую программу до 2025 года касательно развития орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения. После доработки проект ФЦП будет согласован с потенциальными заказчиками и рядом ФОИВ и направлен в Министерство экономического развития для последующего утверждения правительством РФ. Мы рассчитываем, что он будет утвержден в IV квартале текущего года. Что касается сроков реализации программы, то мероприятия, требующие бюджетного финансирования согласно проекту концепции, начинаются с 2019 года, а мероприятия, финансируемые из внебюджетных источников, начнутся планово в 2017 году, вне зависимости от статуса документа.

- В названии ФЦП изначально стоял период 2017‑2025 годы. Будете ли вы корректировать этот диапазон в связи с тем, что программа увидит свет на два года позже заявленного срока ее начала?

- При формировании ФЦП сроки ее действия будут уточнены. Практическая деятельность по реализации мероприятий этой ФЦП уже начата в проектах создания и запуска спутников "Экспресс-80" и "Экспресс-103". Контракты заключены, ведется плановая работа. Это не противоречит нормативным документам, так как осуществление ФЦП начато на внебюджетные средства: основная часть программы будет реализована за счет внебюджетных средств, которые привлекает ФГУП "Космическая связь" (ГПКС).
По сути, эта ФЦП является примером частно-государственного партнерства (ЧГП). Мы так работали и ранее: хотя ГПКС и имеет форму ФГУП, а его спутниковая группировка является федеральной собственностью, это коммерческое предприятие, которое привлекает внебюджетные средства и ведет полноценную инвестиционную деятельность. ФЦП направлена на реализацию приоритетных государственных и социально-экономических задач в области подвижной и фиксированной спутниковой связи.

- Де-факто в российскую орбитальную группировку спутников связи и вещания гражданского назначения входят космические аппараты не только ГПКС, но и ОАО "Газпром космические системы" (ГКС). Включены ли спутники ГКС в концепцию ФЦП?

- Да, существующие возможности и перспективы развития ГКС включены в проект концепции ФЦП.

- Все перспективные спутники ГПКС и ГКС фигурируют в Федеральной космической программе России (ФКП) на 2016‑2025 годы. Какова цель принятия ФЦП по той же тематике?

- Данные программы, безусловно, тесно связаны, но преследуют разные цели и решают разные задачи. По сути, в ФЦП используются результаты осуществления ФКП – ​формирования и поддержания необходимого состава орбитальных группировок КА различного назначения, обеспечивающих предоставление услуг в интересах социально-экономической сферы. На их базе в рамках ФЦП планируется удовлетворить потребности в услугах связи и вещания большого числа потребителей на всей территории Российской Федерации, включая арктическую зону, и за рубежом.

- ГПКС активно работает на зарубежных рынках. Поддерживает ли Россвязь эту деятельность или считает, что предприятие должно сосредоточиться на решении внутрироссийских задач?

- В 2016 году работа на зарубежных рынках обеспечила ГПКС 40 % выручки. Мы одобряем эту деятельность, всячески ее поддерживаем и продвигаем. Буквально в начале марта руководитель Федерального агентства связи Олег Духовницкий побывал на выставке Satellite 2017 в Вашингтоне, где провел серию встреч с представителями иностранных операторов спутниковой связи и производителей оборудования. ГПКС участвует во всех значимых международных выставках и форумах по спутниковой связи и вещанию. Предприятие предоставляет услуги более чем в 50 странах на четырех континентах, и не случайно в 2015 году аналитики из Euroconsult признали его лучшим региональным спутниковым оператором в мире.

При колебаниях курса рубля валютная выручка от зарубежной деятельности обеспечивает ГПКС устойчивое финансовое состояние. Это крайне важно, ведь все контракты на создание космических аппаратов имеют существенную валютную составляющую.

- Все предыдущие спутники запускались на ракетах, которые оплачивались из федерального бюджета. Для вывода аппаратов "Экспресс-80" и "Экспресс-103" также удалось получить бюджетный носитель – ​в виде компенсации за потерпевшую аварию ракету "Протон" со спутником "Экспресс-АМ4R" на борту. Содействует ли Россвязь ГПКС в деле выделения бюджетных ракетных пусков для новых спутников?

- Мы работаем в этом направлении. Для выполнения государственных задач в спутниковой связи мы считаем наиболее эффективной схему ЧГП. Мы не просим субсидий на создание новых космических аппаратов или наземной инфраструктуры, но в части обеспечения запусков КА участие государства является необходимым. В проекте концепции ФЦП предусмотрено бюджетное и внебюджетное финансирование. Мы не рассматриваем варианты запусков КА с использованием иностранных ракет-носителей. У российской космической отрасли, по нашему мнению, есть все возможности для производства качественных средств выведения.

- Поддерживаете ли вы идею ГПКС, озвученную в начале 2017 года, об использовании для вывода спутников на орбиту после 2022 года ракет "Союз"?

- При формировании требований к новым КА, запуски которых планируются после 2021 года, мы предусматриваем возможность использования перспективных российских средств выведения, включая "Союз" и "Ангару".

- Как Россвязь относится к идее акционирования ГПКС?

- Отвечая на этот вопрос, нельзя не коснуться предыстории. В России насчитывается около 1,3 тыс. ФГУПов, и Росимущество взяло курс на их акционирование. Однако большинство ФГУПов имеют специфику, и прежде чем подходить к акционированию, нужно решить множество вопросов, в первую очередь связанных с выполнением государственных задач и с имущественным блоком. Когда был поднят вопрос по ГПКС, мы сказали, что готовы обсуждать акционирование, но после решения этих первоочередных вопросов. Вместе с тем ГПКС находится в перечне стратегических предприятий, то есть его будущее определяет государство. Важно подходить взвешенно и разумно, но против идеи акционирования ГПКС Россвязь никогда не выступала.

Нужно отметить, что Росимущество и Минэкономразвития хорошо понимают специфику акционирования государственных предприятий, поэтому на 2017‑2019 годы в план приватизации, насколько мне известно, включены всего около 300 ФГУПов. В отрасли связи действует 21 ФГУП, из которых в плане приватизации стоят шесть. Три из них находятся в ведении Россвязи. 24 января 2017 года завершена процедура реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Издательско-торговый центр "Марка" в акционерное общество "Марка" (АО "Марка"), а ФГУП "Электросвязь" в Чеченской Республике и ФГУП "Российские сети вещания и оповещения" (РСВО) проводят все необходимые мероприятия к акционированию. Подчеркну, мы говорим именно об акционировании с закреплением 100 % акций в госсобственности. У государства должны быть сильные активы для решения социальных, экономических и политических задач, и государственные задачи должны быть в приоритете.

- А в принципе тема акционирования ГПКС не потеряла актуальности?

- В перспективе акционированию подлежат все ФГУПы. Но в утвержденном правительством Российской Федерации плане приватизации до 2019 года ГПКС нет.

- Возможна ли синергия ГПКС и РСВО?

- Все предприятия, находящиеся в ведении Россвязи, взаимодействуют друг с другом на различных уровнях. С предприятиями, которые предоставляют услуги связи, у ГПКС более тесное сотрудничество, и РСВО не исключение. РСВО занимается оповещением при чрезвычайных ситуациях, используя для этого различные каналы связи, в том числе и спутниковые. Мы видим возможности синергии именно в дальнейшем развитии партнерства этих предприятий.

- Среди плановых спутников ГПКС – ​четыре космических аппарата "Экспресс-РВ" для высокоэллиптической орбиты. В свою очередь, у ГКС есть аналогичный проект "Полярная звезда". Видите ли вы необходимость и возможность объединения этих двух проектов – ​более социальных, чем коммерческих – ​в один?

- ГПКС готово обсуждать партнерство с ГКС по реализации проекта "Экспресс-РВ", включая использование на конкурсной основе производственных мощностей ГКС для создания спутников, а также организацию внебюджетного финансирования этого проекта.

- В последнее время стали появляться частные космические проекты, такие как SpaceX и OneWeb в США либо Yaliny и "Скиф" в России. Как вы относитесь к частным инвесторам в ракетно-космической отрасли?

- Мы положительно относимся к частным инициативам в космосе. Как я уже сказал, Россвязь активно поддерживает идею ЧГП.

- В мире набирают обороты проекты создания крупных низкоорбитальных спутниковых группировок для оказания услуг ШПД. Будет ли Россвязь инициировать либо поддерживать подобные проекты в России?

- Действительно, создание систем спутниковой связи высокой пропускной способности с использованием космических аппаратов на средних и низких орбитах в настоящее время является одним из основных мировых трендов в развитии спутниковых инфокоммуникаций. Достаточно вспомнить такие нашумевшие проекты, как OneWeb, O3b, Facebook, Google, SpaceX и многие другие. Основной идеей всех этих проектов является обеспечение глобального покрытия по всему миру и организация широкополосного интернет-доступа.

В России в настоящее время нет операторов связи, способных без государственной поддержки осуществить такие проекты, да и насущной необходимости в реализации столь глобальной задачи пока нет. Другое дело, что обеспечение возможности высокоскоростного доступа к услугам сети Интернет на всей территории страны является важнейшей задачей, определенной рядом стратегических государственных документов. Что касается ее решения, то здесь нами предложен комплексный подход, который состоит в использовании космических аппаратов на геостационарных и высокоэллиптических орбитах. Это позволит гарантированно обеспечить возможность доступа 100 % населения к услугам ШПД на всей территории России, и мы активно работаем над реализацией этой задачи.

Вместе с тем мы видим возможность применения спутников на высокой эллиптической орбите для оказания услуг подвижной спутниковой связи, а также для рынка Интернета вещей, который набирает обороты. Хотя тема IoT несколько перегрета, тренд набирает все большую популярность и является одним из наиболее обсуждаемых среди экспертов в разных областях.