Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Вт, 22.08.2017

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 59.14 EUR 69.43
22 августа 2017 года, Вт

ИКТ под соусом из традиций

Елизавета Титаренко
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
15.05.2017

На прошлой неделе президент РФ Владимир Путин утвердил стратегию развития информационного общества на 2017-2030 годы. Этот документ во многом отличается от предыдущей стратегии, рассчитанной на период с 2008-го по 2015 год.

В новой стратегии отношение государства к построению информационного общества приобретает более ясные очертания, чем раньше. Государство показывает, что стало лучше понимать устройство информационного общества, хочет соблюсти баланс между новыми и традиционными способами сбора, получения и распространения информации, а также нацелено на более активное регулирование сферы ИКТ в России. 

Объем новой стратегии в 45 тыс. символов значительно превосходит объем прежней (около 17 тыс. символов) - в документ внесено немало уточнений и изменений. В частности, впервые появилась оценка положения России в современном информационном обществе (уровень доступности Интернета, электронного правительства и др.). Акцент делается и на проблемах в этой сфере - проблеме интенсификации использования самих технологий и отсутствии отечественных аналогов технологий анализа больших объемов данных.

Содержание стратегии расширилось и за счет словаря терминов, которые в прежнем документе не упоминались: безопасное ПО и сервис, индустриальный Интернет, Интернет вещей, облачные и туманные вычисления, цифровая экономика и др. Эти и другие понятия включены в перечень основных направлений развития российской сферы ИКТ. Ставка сделана на самые передовые технологии: конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения, искусственный интеллект, робототехника и биотехнологии, обработка больших объемов данных и др.

Новая стратегия, как и прежняя, предусматривает повышение конкурентоспособности российских высокотехнологичных организаций и продукции на международном и российском рынке. Впервые говорится о том, что в целях соблюдения национальных интересов в области цифровой экономики необходимо обеспечить создание кросс-отраслевых консорциумов в сфере цифровой экономики на базе крупнейших российских интернет-компаний, банков, операторов связи (в том числе почтовой), операторов платежных систем, участников финансового рынка, государственных компаний и корпораций.

Несмотря на то что в стратегии много говорится о новых технологиях и их развитии, большая роль в документе отводится сохранению традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг.

Один из основных принципов стратегии - приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании ИКТ. В документе говорится о поддержке традиционных (отличных от доступных с использованием сети Интернет) форм распространения знаний, традиционных форм распространения СМИ, инфраструктуры традиционных услуг связи (почтовой связи и электросвязи), сохранении предоставления документов традиционным способом, а также об обеспечении защиты интересов российских организаций, реализующих свою продукцию на традиционных (неэлектронных) рынках. Стратегия старается соблюсти баланс между новыми и традиционными способами распространения информации.

Значительная роль отводится и государственному регулированию сферы ИКТ. Если раньше, в стратегии 2008-2015, регулированию была посвящена одна общая строчка, которая касалась разработки международных норм права, то теперь государство более четко понимает, развитие каких именно технологий оно намерено контролировать.

В стратегии 2017-2030 речь идет о совершенствовании механизмов законодательного регулирования деятельности СМИ, интернет-телевидения, новостных агрегаторов, соцсетей, сайтов в сети Интернет, мессенджеров, сферы обеспечения безопасной обработки информации (включая ее поиск, сбор, анализ, использование, сохранение и распространение) и применения новых технологий. Кроме того, говорится о необходимости разрабатывать нормы международно-правового регулирования, касающиеся безопасного и устойчивого функционирования и развития сети Интернет, о необходимости регулировать импорт иностранных информационных и коммуникационных технологий с учетом международных обязательств РФ. Стратегия также обращает внимание на то, что нормативно-правовое регулирование должно соответствовать темпам развития цифровой экономики. Для этого документ требует вносить в законодательство РФ изменения, направленные на устранение административных барьеров для развития ИКТ.

Однако насколько развитие современного информационного общества будет соотноситься с усилением госрегулирования - это вопрос. Информационное общество предполагает снижение роли государства во всех сферах деятельности. А концепция развития информационного общества на 2017-2030 годы. свидетельствует об обратном. Государство осознает, что сфера ИКТ значительно развилась за прошедшее десятилетие и что ее надо продолжать развивать. Но одновременно государство будет сохранять традиционные формы получения товаров, услуг, информации и контролировать вектор развития "цифрового" общества. Получается, что стратегия развития информационного общества несет в себе как возможности для развития ИКТ, так и административные барьеры. Будет ли государство соблюдать баланс между кнутом и пряником - покажет время. 

Редколонка

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

Новости

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100