Елизавета Титаренко
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
15.05.2017

На прошлой неделе президент РФ Владимир Путин утвердил стратегию развития информационного общества на 2017-2030 годы. Этот документ во многом отличается от предыдущей стратегии, рассчитанной на период с 2008-го по 2015 год.

В новой стратегии отношение государства к построению информационного общества приобретает более ясные очертания, чем раньше. Государство показывает, что стало лучше понимать устройство информационного общества, хочет соблюсти баланс между новыми и традиционными способами сбора, получения и распространения информации, а также нацелено на более активное регулирование сферы ИКТ в России. 

Объем новой стратегии в 45 тыс. символов значительно превосходит объем прежней (около 17 тыс. символов) - в документ внесено немало уточнений и изменений. В частности, впервые появилась оценка положения России в современном информационном обществе (уровень доступности Интернета, электронного правительства и др.). Акцент делается и на проблемах в этой сфере - проблеме интенсификации использования самих технологий и отсутствии отечественных аналогов технологий анализа больших объемов данных.

Содержание стратегии расширилось и за счет словаря терминов, которые в прежнем документе не упоминались: безопасное ПО и сервис, индустриальный Интернет, Интернет вещей, облачные и туманные вычисления, цифровая экономика и др. Эти и другие понятия включены в перечень основных направлений развития российской сферы ИКТ. Ставка сделана на самые передовые технологии: конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения, искусственный интеллект, робототехника и биотехнологии, обработка больших объемов данных и др.

Новая стратегия, как и прежняя, предусматривает повышение конкурентоспособности российских высокотехнологичных организаций и продукции на международном и российском рынке. Впервые говорится о том, что в целях соблюдения национальных интересов в области цифровой экономики необходимо обеспечить создание кросс-отраслевых консорциумов в сфере цифровой экономики на базе крупнейших российских интернет-компаний, банков, операторов связи (в том числе почтовой), операторов платежных систем, участников финансового рынка, государственных компаний и корпораций.

Несмотря на то что в стратегии много говорится о новых технологиях и их развитии, большая роль в документе отводится сохранению традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг.

Один из основных принципов стратегии - приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании ИКТ. В документе говорится о поддержке традиционных (отличных от доступных с использованием сети Интернет) форм распространения знаний, традиционных форм распространения СМИ, инфраструктуры традиционных услуг связи (почтовой связи и электросвязи), сохранении предоставления документов традиционным способом, а также об обеспечении защиты интересов российских организаций, реализующих свою продукцию на традиционных (неэлектронных) рынках. Стратегия старается соблюсти баланс между новыми и традиционными способами распространения информации.

Значительная роль отводится и государственному регулированию сферы ИКТ. Если раньше, в стратегии 2008-2015, регулированию была посвящена одна общая строчка, которая касалась разработки международных норм права, то теперь государство более четко понимает, развитие каких именно технологий оно намерено контролировать.

В стратегии 2017-2030 речь идет о совершенствовании механизмов законодательного регулирования деятельности СМИ, интернет-телевидения, новостных агрегаторов, соцсетей, сайтов в сети Интернет, мессенджеров, сферы обеспечения безопасной обработки информации (включая ее поиск, сбор, анализ, использование, сохранение и распространение) и применения новых технологий. Кроме того, говорится о необходимости разрабатывать нормы международно-правового регулирования, касающиеся безопасного и устойчивого функционирования и развития сети Интернет, о необходимости регулировать импорт иностранных информационных и коммуникационных технологий с учетом международных обязательств РФ. Стратегия также обращает внимание на то, что нормативно-правовое регулирование должно соответствовать темпам развития цифровой экономики. Для этого документ требует вносить в законодательство РФ изменения, направленные на устранение административных барьеров для развития ИКТ.

Однако насколько развитие современного информационного общества будет соотноситься с усилением госрегулирования - это вопрос. Информационное общество предполагает снижение роли государства во всех сферах деятельности. А концепция развития информационного общества на 2017-2030 годы. свидетельствует об обратном. Государство осознает, что сфера ИКТ значительно развилась за прошедшее десятилетие и что ее надо продолжать развивать. Но одновременно государство будет сохранять традиционные формы получения товаров, услуг, информации и контролировать вектор развития "цифрового" общества. Получается, что стратегия развития информационного общества несет в себе как возможности для развития ИКТ, так и административные барьеры. Будет ли государство соблюдать баланс между кнутом и пряником - покажет время.