Точка зрения / май 2017
Эфир в сети

Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ
22.05.2017

Российские эфирные телеканалы наращивают объемы трансляций в Интернете – ​как самостоятельно, так и сотрудничая с игроками телевещательного рынка. Вместе с ростом телесмотрения в Интернете такая активность может существенно повлиять на структуру отечественного рынка телевещания. Своим видением ситуации и перспектив работы эфирных каналов в Интернете с корреспондентом "Стандарта" Игорем Агаповым поделился заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин.

- Как вы оцениваете активность эфирных телеканалов по организации интернет-вещания?

- Эфирные каналы поступают совершенно оправданно, развивая сервисы трансляции программ в Интернете. Целесообразность этого определяется тенденциями развития телесмотрения. По нашим оценкам, через пять-семь лет более половины аудитории эфирных каналов будет смотреть их передачи в Интернете. Такой способ распространения программ создает для телеканалов дополнительный источник рекламных доходов, что важно для их развития. Активизации этого направления работы также способствовало то, что мы в свое время отказались от закрепления в нормативной базе принципа must carry (обязательного вещания) в Интернете – ​для эфирных каналов, входящих в мультиплексы. Поэтому телеканалы могут выбирать, какие программы и каким способом (стриминг, отложенный просмотр, видео по запросу) распространять в Сети.

- Усиливает ли интернет-вещание конкурентные позиции эфирных каналов по отношению к игрокам рынка платного ТВ?

- Несомненно. У эфирных каналов появляется новая аудитория, которой доступен не только контент канала, но и разнообразные интерактивные сервисы.

- Сможет ли онлайн-вещание эфирных каналов в той или иной степени заместить услуги платного ТВ?

- В будущем сможет, в определенной мере. Роль эфирных каналов меняется и со временем изменится существенно. Если ранее основная их функция состояла в доставке контента по эфиру, то теперь и в перспективе главная суть деятельности телеканалов – ​производство контента. Каким образом этот контент доходит до зрителя – ​по эфиру или через Интернет, – ​не имеет значения. Другими словами, эфирные телеканалы из вещателей все больше превращаются в поставщиков контента.

- Минкомсвязи прогнозировало рост кабельного сегмента платного ТВ в России. Теперь получается, что активный выход эфирных каналов в Интернет может изменить ситуацию и повлиять на рынок платного ТВ в целом?

- Сегмент кабельного телевидения в России достиг уровня насыщения. Об этом свидетельствуют темпы его роста: они более низкие по сравнению, например, с IPTV. То есть рынок кабельного телевещания так или иначе замедляется, а выход эфирных каналов в Интернет – ​лишь один из факторов этого процесса.

- Продолжит ли снижаться значимость эфирного ТВ как среды распространения телепрограмм?

- В течение последних лет мы постоянно говорим о том, что эфирное ТВ перестало быть главным средством телесмотрения. Тем не менее это не отменяет значение телевидения как такового: телесмотрение в целом не только не снижается, но сохраняется и будет оставаться на высоком уровне в будущем. При этом неважно, в какой среде и на каком устройстве зритель смотрит передачи. Роль самих эфирных каналов первого и второго мультиплексов только возрастет – ​в частности, благодаря взаимодействию с провайдерами OTT-сервисов. В рамках объявленной инициативы Первого канала и Национального рекламного альянса эфирные телеканалы смогут предоставлять OTT-сервисам версии своих программ, которые адаптируются для интернет-вещания: например, будут включать врезку рекламы, отличной от эфирной версии. Таким образом, OTT-сервисы также станут средой распространения эфирных телеканалов в Интернете, дополнительно к веб-ресурсам каналов.

- Какие еще возможны формы сотрудничества эфирных каналов и участников рынка платного ТВ в сфере интернет- вещания?

- Дальнейшее развитие интернет-вещания эфирных каналов откроет новые возможности для расширенного предложения гибридных услуг (линейное смотрение плюс интерактивные сервисы) операторами платного ТВ. Это должно способствовать повышению интереса пользователей к операторам платного ТВ и таким образом – ​содействовать сохранению и расширению абонентской базы.