Елизавета Титаренко
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
13.06.2017

Оператор Tele2 в последнее время активнее конкурентов запускает проекты, связанные с телекоммуникациями, в том числе участвует в создании MVNO-операторов. Другие игроки "большой четверки" более активно выходят на рынок предоставления облачных услуг, аренды ЦОДов, кибербезопасности и других цифровых сервисов, а к MVNO-проектам, наоборот, относятся скептично. Можно предположить, что у бурной деятельности Tele2 в сфере организации MVNO есть подоплека.

Если вспомнить о последних заметных проектах других операторов, то все они так или иначе связаны с оказанием цифровых, а не телекоммуникационных сервисов для заказчиков. Например, в начале июня ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) в партнерстве со "Сколково" запустило программу привлечения российских разработчиков ИТ-решений к развитию и созданию продуктов и услуг оператора. Кроме того, в конце мая МТС заявила о планах до конца года выйти на рынок услуг информационной безопасности (ИБ) для продажи сторонним заказчикам коммерческих сервисов по противодействию киберугрозам.

ПАО "МегаФон" начало развивать услугу "Виртуальный ЦОД", которая позволит крупным компаниям арендовать виртуальные экосистемы и хранилища данных. Подобную услугу планирует предоставлять в будущем и ПАО "ВымпелКом". Кроме того, "МегаФон" с прошлого года устанавливает на подстанциях ПАО "Ленэнерго" (входит в ПАО "Россети") датчики мониторинга проникновений на объекты и сбора телеметрии, а также планирует начать такой проект на подстанциях "Янтарьэнерго".

Tele2 же на прошлой неделе отличился соглашением с АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) о запуске MVNO-оператора ТТК Mobile. Кроме того, Tele2 подписал с ОАО "РЖД" соглашение о развитии сети Tele2 вдоль железнодорожной инфраструктуры и о предоставлении пассажирам скоростного мобильного Интернета и других сервисов. Причем ТТК Mobile - не первый MVNO-проект для Tele2. В 2016 году виртуального оператора сотовой связи на базе сети Tele2 запустил "Ростелеком". В конце 2017 года Tele2 планирует запустить виртуального оператора сотовой связи "Тинькофф Мобайл". В апреле 2017 года дочерняя компания Сбербанка - ООО "Сбербанк-Телеком" начало закрытое бета-тестирование виртуального оператора Сбербанка, работающего на базе хост-сети Tele2. Осенью 2017 года ЗАО "МС-Спецтелеком" планирует запустить в коммерческую эксплуатацию виртуального оператора мобильной связи (MVNO) на сети Tele2, который будет оказывать услуги спецсвязи в B2B- и B2G-сегментах в стандарте LTE-450.

Получается, что пока одни операторы предлагают для различных индустрий цифровые сервисы, Tele2 оказывает этим индустриям услуги связи, прежде всего в формате MVNO. Тем временем перед всеми операторами стоит одна задача: бороться с падением выручки при помощи поиска новых ниш и предоставления новых, цифровых сервисов. Станет ли создание MVNO-операторов тем самым путем, который позволит Tele2 "выйти за пределы телекома"? Скорее всего, нет. Недавно глава одного из операторов "большой четверки", рассуждая на тему MVNO, заявил, что проекты в этой сфере носят экспериментальный характер. По его словам, он хочет вначале посмотреть, что получится у Tele2, и только потом, возможно, выходить на этот рынок и подписывать соглашения о создании виртуальных операторов.

Однако, с высокой долей вероятности, допуская на свою сеть всех желающих MVNO, Tele2 действует абсолютно правильно. Новых сотовых абонентов в России больше нет (проникновение мобильной связи в стране превышает 180%), и перспективы наращивания ARPU от имеющихся абонентов, с учетом массового распространения мессенджеров типа WhatsApp или Telegram, отсутствуют. Значит, для развития на телекоммуникационном рынке остается переманивать абонентов у конкурентов. Но сделать это "в лоб" невозможно. Несмотря на агрессивную рекламу, тарифные предложения операторов "большой четверки" очень похожи, поэтому они вряд ли заставят пользователей массово менять оператора.

А с помощью новых виртуальных операторов у Tele2 возникает реальная возможность перераспределить базу подписчиков мобильной связи в России в свою пользу. Принципиальное отличие новых MVNO на российском рынке заключается в том, что сотовая связь не является их основным бизнесом и они не хотят на ней зарабатывать. И для Сбербанка, и для "Тинькофф Банка", и для РЖД MVNO-проекты являются средством повышения лояльности клиентов и инструментом для постоянного использования их услуг в удаленном режиме (последнее особенно актуально для банков). Поэтому новые MVNO легко могут выбросить на рынок услугу сотовой связи ниже себестоимости ("недостачу" они смогут добрать за счет своих основных услуг). В таком случае абоненты начнут массово переходить к этим MVNO, причем масштабы этого перехода могут оказаться гигантскими. Например, один только Сбербанк выпустил около 130 млн пластиковых карт (это вдвое больше абонентский базы любого сотового оператора в РФ), и каждый владелец карты Сбербанка является потенциальным абонентом его виртуального оператора. В результате все операторы "большой тройки" начнут терять абонентов, а Tele2 будет их получать – как базовый оператор MVNO-игроков. Причем для Tele2 эти новые абоненты вовсе не будут убыточным, ведь Сбербанк, "Тинькофф Банк" и РЖД заплатят за трафик сполна.

А что до цифровых сервисов, то Tele2, как "дочерняя" структура "Ростелекома" (45% оператора принадлежит ПАО "Ростелеком"), вполне может участвовать в цифровых проектах материнской компании. "Ростелеком" активно развивает цифровые и контентные услуги, сотрудничает с различными индустриями, осваивает такие направления, как IIoT и 5G. Вполне возможно, "Ростелеком" будет использовать ресурсы сотового оператора для оказания ряда цифровых сервисов на вертикальных рынках.