Точка зрения / июнь 2017
Время первых

Сергей Ставропольцев: "Стремление к технологическому лидерству выделяет нас среди игроков рынка платного ТВ"
28.06.2017

В 2017 году старейший российский оператор непосредственного спутникового вещания ООО "НТВ-Плюс" вышел на рынок Дальнего Востока. Это позволило компании не только расширить территорию присутствия, но и стать первым провайдером Ultra HDTV федерального масштаба. Советник генерального директора "НТВ-Плюс" Сергей Ставропольцев рассказал редактору журнала "Стандарт" Ксении Прудниковой о перспективах вещания в формате ультравысокой четкости и о стратегии развития компании.

- На протяжении многих лет в зону вещания "НТВ-Плюс" входили европейская часть России и Сибирь. Что подтолкнуло компанию к выходу на Дальний Восток?

- Несмотря на то что "НТВ-Плюс" является одним из старейших отечественных операторов не только СНТВ, но и платного ТВ, до начала текущего года мы не были представлены в Дальневосточном федеральном округе. Однако решение о выходе в данный регион не было спонтанным. Мы изучали структуру рынка и просчитывали экономическую целесообразность присутствия на нем. В 2016 году мы в очередной раз проанализировали ситуацию (потенциальную абонентскую базу, количество игроков в сегменте платного ТВ, их ценовые предложения) и поняли, что наступил момент, когда готовность компании совпала с потребностями региона.

Немаловажную роль сыграло и увеличение объема арендованной "НТВ-Плюс" емкости на спутниках ФГУП "Космическая связь". В январе 2017 года мы выиграли конкурс Роскомнадзора на право круглосуточного вещания со спутника "Экспресс-АТ2" (140° в. д.), в зоне охвата которого находится весь Дальневосточный федеральный округ, включая Камчатку, Чукотку, Сахалин и Курилы. На данном КА компания арендует восемь транспондеров.

Также победа в конкурсе позволила нам усилить присутствие в Сибирском регионе, увеличив количество арендуемых транспондеров на спутнике "Экспресс-АТ1" (56° в. д.) с пяти до восьми. В результате мы смогли сформировать практически идентичные предложения для регионов, которые похожи как размерами, так и менталитетом локальной аудитории. Для абонентов Сибири мы увеличили количество каналов в базовом пакете с 85 до 132, а общее количество предоставляемых "НТВ-Плюс" каналов выросло со 120 до 170. Базовый пакет в Дальневосточном регионе состоит из 132 каналов.

Верность нашего решения подтверждает тот факт, что, несмотря на отголоски экономического кризиса, инвесторы одобрили реализацию данного проекта. Мы смотрим в будущее с оптимизмом и планируем в ближайшие три-четыре года вернуть инвестиции.

- Каков, по оценкам "НТВ-Плюс", уровень проникновения платного ТВ на Дальнем Востоке? На какую долю абонентской базы вы рассчитываете в данном регионе и за счет чего планируется ее наращивать?

- По оценкам аналитиков и нашим расчетам, уровень проникновения услуг платного ТВ в Сибири и на Дальнем Востоке составляет около 60 %, причем в западной части Сибири этот показатель еще выше. С одной стороны, это говорит о зрелости рынка в данных регионах, с другой – ​мы видим потенциал для его развития.

Во-первых, мы рассчитываем привлечь пользователей, которые в данный момент имеют доступ к аналоговому ТВ или ограничены двумя десятками каналов первого и второго мультиплексов. Также мы не исключаем возможности перехода абонентов, проживающих в крупных городах, с кабельного ТВ на спутниковое. Этому способствует, в частности, компактность абонентского оборудования: для приема сигнала на Дальнем Востоке достаточно спутниковой тарелки диаметром всего 0,6 м.

Во-вторых, мы предлагаем более 130 интереснейших каналов по доступной цене. Особенно хотелось бы отметить, что в наших пакетах нет телемагазинов и мы не считаем версии одного и того же канала для разных часовых поясов за отдельные единицы. При этом мы включили в базовые пакеты региональный контент. К примеру, жителям Дальнего Востока доступны такие каналы, как НВК "Саха", "ОТВ-Приморье" и "Губерния" (Хабаровск). Компания "НТВ-Плюс" всегда делала ставку на трансляцию качественного контента.

Абонентская плата для жителей Сибири и Дальнего Востока одинакова и составляет 149 рублей в месяц или 1,2 тыс. рублей в год. И мы уже видим, что, оплатив первый месяц, абоненты не дожидаются его окончания и оформляют годовую подписку.

Популярностью пользуются и наши дополнительные пакеты. Каждый второй абонент "НТВ-Плюс" в Сибири подписан хотя бы на один из них. Для поддержания этой тенденции новым абонентам мы открываем полную подписку на семь дней, чтобы они смогли оценить наше предложение и выбрать то, что соответствует их интересам.

И наконец, мы предлагаем не только SD- и HD-каналы, но и каналы сверхвысокой четкости.

- В феврале текущего года компания объявила о том, что станет первым федеральным оператором Ultra HD в России. Реализован ли этот план? Каковы перспективы распространения телевидения сверхвысокой четкости в стране и в мире?

- Мы уже оказываем услуги вещания в формате Ultra HD в масштабах России. Подключение осуществлялось в три этапа: первой охвачена Сибирь, затем – ​Дальний Восток, 19 апреля – ​европейская часть страны. Для поддержки вещания задействовано по одному транспондеру на каждом из трех спутников.

Как и в случае с выходом на рынок Дальнего Востока, мы приняли взвешенное решение, основываясь на ряде факторов. Например, после того как установщики стали закупать у нас значительно больше модулей с поддержкой 4K, стало понятно, что это будет востребовано абонентами.

Стремление к технологическому лидерству выделяет нас среди игроков рынка платного ТВ. Спутниковая платформа идеально подходит для вещания в формате сверхвысокой четкости: для трансляции только одного канала 4K необходима скорость соединения не менее 25 Мбит/c. И в отличие от операторов кабельного и IPTV мы способны обеспечить гарантированное качество картинки вне зависимости от размера абонентской базы. Именно поэтому в мире Ultra HDTV быстрее всего развивается в сетях спутниковых операторов.

Уверенные в успехе данной технологии, мы включили Ultra-HD-каналы в базовый пакет. Но популяризации телевидения сверхвысокой четкости должны способствовать не одни только операторы, нужна поддержка производителей телевизоров и контента. При этом необходимо стремиться к оптимальному соотношению цены и качества: продажи телевизоров с поддержкой Ultra HD значительно вырастут, если на них будут установлены приемлемые цены, а абоненты с большим удовольствием купят такой телевизор для просмотра большого количества каналов с разнообразным контентом.

- Какие Ultra-HD-каналы уже доступны абонентам "НТВ-Плюс"? Предложения российских или отечественных производителей 4K-контента преобладают в данный момент?

- Мы уже транслируем зарубежный телеканал о моде Fashion One (4К) и российский Home 4К, который относится к так называемым каналам для релаксации, – ​например, на нем можно посмотреть съемки с высоты птичьего полета и статичные виды природы. Мы отдали предпочтение каналам с наибольшим количеством контента. Так, в арсенале Fashion One его более 500 часов. Третьим станет Festival 4K – ​голландский канал, посвященный ярким и зрелищным фестивалям, концертам и театральным представлениям.

Что касается производства, то российские компании и создают свой, и адаптируют западный контент. Единым для всех является выбор красивой картинки – ​предпочтение отдается трансляциям жизни дикой природы, погодных явлений и тому подобного. Пока можно говорить о некотором однообразии 4K-контента и его высокой стоимости, но ситуация будет меняться. Мы верим в эту технологию. Десять лет назад, в 2007 году, "НТВ-Плюс" первым из российских операторов начал вещание в формате высокой четкости. С Ultra HD мы выходим на новый виток эволюции.

- Каково соотношение SD/HD-каналов в пакетах "НТВ-Плюс" по состоянию на 2017 год? Как оно будет меняться в ближайшие пять лет?

- Данное соотношение напрямую зависит от спутникового ресурса. Пока больше всего HD-каналов (40) у нас в европейской части России, где мы вещаем через спутник "Экспресс-АМУ1" (36° в. д.). Мы являемся лидерами по количеству транслируемых каналов высокой четкости, их доля составляет около 15 %. При этом мы видим, что интерес к контенту высокой четкости сохраняется и уже не только развлекательные каналы предлагают зрителям HD-версии, так что ожидаем роста данного показателя.
В дальнейшем мы будем следить за трендами. Перед "НТВ-Плюс" не стоит задача увеличения количества 4K-каналов любой ценой. Спутниковая емкость – ​ресурс дорогой и ограниченный. Мы планируем распорядиться им рационально, отдавая предпочтение качеству транслируемых каналов, а не их количеству.

- Для подключения Ultra HD абоненту "НТВ-Плюс" необходимо приобрести САМ-модуль. Когда можно ожидать появления приставки?

- Пока мы, как и другие спутниковые операторы, предлагаем использовать CAM-модуль. Отчасти это вызвано высокой стоимостью приставок с поддержкой 4K. К тому же многие производители телевизоров доработали свое ПО, повысив совместимость устройств с модулями, в результате такие явления, как зависание и буферизация, сведены к минимуму.

Мы не отказываемся от идеи приставки, многим абонентам она привычнее, но пока прорабатываем данный вопрос: проводим испытания опытных образцов и просчитываем стоимость реализации проекта.

- Помимо вещания в формате ультравысокой четкости какие дополнительные возможности и сервисы доступны абонентам "НТВ-Плюс" в масштабах страны?

- Мы планируем увеличить количество интерактивных сервисов. В частности, продолжим развивать услугу "Мультискрин", распространив ее не только на спортивные трансляции, но и на весь контент "НТВ-Плюс".

Кроме того, в прошлом году компания заключила соглашение с онлайн-кинотеатром ivi.ru о доступе к контенту по модели SVoD (subscription video on demand), который можно получить через гибридную ОТТ-приставку. В текущем году компания планирует достигнуть договоренности еще с тремя-четырьмя онлайн-кинотеатрами.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты