Павел Кантышев
26.06.2017

Google больше не будет сканировать почтовую переписку пользователей Gmail ради рекламных доходов.

Об этом в блоге корпорации сообщила ее старший вице-президент Диана Грин. У Google есть корпоративный сервис G Suite, предлагающий почту, работу с документами, хранение данных за абонентскую плату. Google никогда не использовала переписку пользователей G Suite для таргетирования рекламы, а теперь решила приравнять к ним и бесплатных пользователей Gmail.

У бесплатного Gmail более 1,2 млрд пользователей, а сервисом G Suite пользуется более 3 млн компаний, отмечает корпорация.

Показ рекламы, сформированной на основе переписки пользователя, стал предметом судебного разбирательства в России. В 2013 г. завкафедрой европейского права Гуманитарного института в Екатеринбурге Антон Бурков обсуждал в электронной почте Google будущую поездку в Страсбург и заметил объявления контекстной рекламы с предложениями отелей и услуг для получении визы. Бурков счел, что Google мог догадаться о его планах не иначе как через чтение переписки, и подал иск с требованием обязать компанию прекратить эту практику.

В первой инстанции Бурков проиграл. Адвокаты российского ООО "Гугл" объяснили, что компания не владеет ни доменом gmail.com, ни сервисом электронной почты, а лишь размещает рекламные объявления с помощью сервиса AdWords, поэтому иск стоит подавать в США к Google Inc., которая владеет AdWords и настраивает его. Но Мосгорсуд отменил решение суда первой инстанции и запретил Google изучать содержание переписки пользователей. Размещая рекламу в переписке Буркова, "Гугл" пользовался результатами чтения почты, что нарушило тайну переписки (ее гарантирует Конституция), говорилось в мотивировочной части решения суда.

После решения суда реклама в его почте не появлялась, сообщил "Ведомостям" Бурков. Он уверен, что его тяжба повлияла на решение Google: корпорация сравнила доход от размещения рекламы в почте с потенциальным размером исков и репутационными потерями.

Это решение положительно скажется на бизнес-показателях Google, полагает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. По его словам, письма не самый качественный источник данных для таргетирования, особенно в сравнении с другими доступными компании данными, но такая практика чревата вниманием регуляторов: в итоге на собранные данные могли накладываться серьезные ограничения по использованию.

"Яндекс" не анализирует содержание писем пользователей в целях показа рекламы, заверила представитель холдинга Ася Мелкумова. Почта Mail.ru никогда не занималась сканированием переписки пользователей для таргетирования рекламы, заявил ее представитель.

В мае 2018 г. во всех странах ЕС станет обязательным к исполнению закон о защите персональных данных, принятый в мае 2016 г. За нарушения его требований предусмотрены штрафы до 20 млн евро или 4% годовой общемировой выручки компании. Компании должны быть готовы предоставить сведения о том, как они распоряжаются персональными данными физических лиц, и перенести или уничтожить их по запросу.