Мария Андреева
© ComNews
17.07.2017

Общественная организация по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) письмо с инициативой о полном запрете мелкого шрифта в рекламе. В ОПИ считают, что практика использования мелкого шрифта в рекламных сообщениях особенно широко применяется операторами связи, банками, микрофинансовыми организациями и автоконцернами.

Ранее ОПИ планировала направить аналогичное обращение относительно запрета мелкого шрифта в рекламных сообщениях в Госдуму и Роспотребнадзор. Как уточнил на прошлой неделе председатель ОПИ Олег Павлов, в другие ведомства организация направит обращения после того, как получит ответ от ФАС. "Мы посмотрим, как отреагируют на наше письмо в службе и какие инициативы предложит ведомство", - добавил Олег Павлов.

В ФАС корреспонденту ComNews на прошлой неделе сказали, что ответ подготовлен и выслан в организацию "Почтой России".

По словам представителя ОПИ, практика рассмотрения административных дел доказывает, что в абсолютном большинстве случаев информацию, указанную в рекламе мелким шрифтом, потребители фактически не получают и тем самым вводятся в заблуждение. "Причем, как правило, речь идет о неограниченном круге потребителей, являющихся адресатами рекламы", - отметил Олег Павлов.

Он добавил, что статистика ежегодно рассматриваемых дел, связанных с использованием мелкого шрифта (около 1000 за последние пять лет), свидетельствует, что у хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на потребительском рынке, сложилось восприятие подобной уловки как узаконенного способа обмана потребителей. Олег Павлов рассказал корреспонденту ComNews, что такая практика особенно широко применяется операторами связи, банками, микрофинансовыми организациями и автоконцернами.

К примеру, в обновленном рейтинге недобросовестности мобильных операторов, который ведет ОПИ, отмечено еще несколько случаев, связанных с ПАО "МегаФон", которое использовало мелкий шрифт в рекламе.

"На плакатах в зонах вылета аэропортов "МегаФон" обещает "бесплатные звонки по всему миру" и предлагает набрать простую команду. Те, кто опаздывает на рейс, имеет плохое зрение или по иным причинам не смогли прочитать мелкий шрифт, рискуют понести незапланированные расходы. Ведь "0 рублей" стоят только первые 30 минут в сутки и только входящие вызовы. И это весьма условные "0 рублей", так как за опцию взимается ежедневная абонентская плата", - говорится в рейтинге ОПИ.

Как ранее сообщал корреспонденту ComNews представитель ООО "Т2 Мобайл" (бренд Tele2) Константин Прокшин, Tele2 давно отказался от использования мелкого шрифта в рекламе. "У нас настолько простые тарифы, что нам не нужны огромные абзацы мелкого шрифта, которые уточняют их особенности и ограничения, - пояснял он. - И, тем более, мы не прячем в сносках оговорки, которые существенно меняют условия использования тарифов или услуг по сравнению с основным рекламным сообщением. Мы надеемся, что наши принципы станут отраслевым стандартом".

Напомним, что весной этого года ОПИ обратилась в ФАС с просьбой сформулировать общие требования к использованию в рекламе ссылок на различные исследования. Кроме того, организация попросила регулятора дать правовую оценку нескольким рекламным кампаниям операторов мобильной связи, в которых применяются ссылки на различные исследования для подтверждения лидерства операторов по определенным параметрам оказания услуг связи.

На прошлой неделе председатель ОПИ сказал корреспонденту ComNews, что по этому вопросу организация ответа от ФАС пока не получила.