Мария Андреева
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
07.08.2017

На прошлой неделе ООО "Сбербанк-Телеком" (дочерняя компания Сбербанка) начало в Петербурге открытое тестирование оператора мобильной связи Сбербанка, который работает под брендом "Поговорим" по модели MVNO на сети Tele2. Оператор обнародовал тарифы на услуги, которые оказались немного ниже тарифов операторов "большой тройки", а также анонсировал некоторые особые "вкусности" для своих абонентов. 

2017 год уже сейчас можно назвать годом "банковских" виртуальных мобильных операторов. О планах запуска MVNO-проектов (Mobile Virtual Network Operator) объявили к настоящему моменту уже два российских банка - банк "Открытие" и "Тинькофф Банк". Дальше других продвинулся Сбербанк: он начал открытое тестирование MVNO-проекта и продажу SIM-карт в Петербурге, а также обнародовал тарифы.

Предложения мобильного оператора Сбербанка немного дешевле средних цен по рынку, но нельзя сказать, что представленные тарифы MVNO-оператора "Поговорим" разительно отличаются от сопоставимых предложений конкурентов. Оператор "Поговорим" предлагает только пакетные тарифные планы. К примеру, самый дешевый тариф в линейке "Поговорим" с пакетом SMS (3 тыс. в месяц) включает 150 минут голосовых вызовов и 3 Гбайт трафика и обойдется в 250 рублей в месяц.

Стоимость сопоставимого пакетного тарифа Smart от МТС в Петербурге составляет 300 рублей в месяц. В него включено 400 минут голосовых вызовов на все сети региона и МТС России, 5 Гбайт интернет-трафика и 400 SMS абонентам домашнего региона. Самый дешевый пакетный тариф "МегаФона" (линейка "Включайся!") обойдется в Петербурге в 350 рублей в месяц. В него входит 300 минут звонков на все номера домашнего региона, 7 Гбайт трафика и 300 SMS на номера домашнего региона, а также неограниченный трафик для общения в мессенджерах. Самый дешевый пакетный тариф "Билайна" в Петербурге (линейка "Всё") включает 400 минут голосовых вызовов на номера всех операторов области подключения, 7 Гбайт трафика, 500 SMS на номера всех операторов дома и в поездках по России. Стоит этот тариф 350 рублей в месяц. У Tele2 сопоставимый пакетный тариф ("Мой разговор") за 240 рублей в месяц включает 150 минут вызовов на телефоны домашнего региона, 2 Гбайт интернет-трафика и 50 SMS на все телефоны домашнего региона. Таким образом, предложения у трех из четырех операторов "большой четверки" немного дороже, но при этом включают больший объем и разнообразие предоплаченных услуг.

Чем оператор "Поговорим" действительно может привлечь абонентов, так это своим базовым предложением и дополнительными услугами из области финансов. При подключении всем абонентам предоставляется базовый тариф, включающий бесплатный пакет трафика объемом 500 Мбайт, а также 50 минут голосовых вызовов на номера домашнего региона и SMS по цене 1,5 рубля на номера домашнего региона и 2,5 рубля - на номера России. Кроме того, на сайте мобильного оператора Сбербанка отмечено, что абонентам доступен кэшбэк за покупки с телефона и возможность оплаты услуг мобильной связи бонусами "Спасибо" (бонусная программа Сбербанка).

Сбербанк безусловно сможет занять нишу на рынке мобильной связи. Если он будет грамотно вести маркетинговую политику, создавая ценность мобильных услуг в первую очередь за счет всевозможных финансовых сервисов, доступных абонентам оператора "Поговорим", то этот MVNO-проект ждет успех. Но говорить о том, что цель Сбербанка - захватить рынок мобильной связи, было бы неправильно.

Рискнем предположить, что Сбербанк, обзаведшись собственной мобильной связью, не ставит целью конкурировать с другими операторами связи: он будет традиционно соревноваться с другими российскими банками. И услуга мобильной связи для Сбербанка в первую очередь будет конкурентным преимуществом для привлечения клиентов к основным - финансовым услугам.  

Конкуренты Сбербанка тоже начнут играть на телеком-поле (некоторые из банков, как говорилось выше, уже идут по этому пути). В итоге через некоторое время мы, вероятно, сможем увидеть два параллельных рынка мобильной связи. Традиционный, где "большая четверка" бьется за право предоставления мобильной связи, приманивая абонентов дополнительными возможностями (в том числе в виде финансовых услуг), и альтернативный - где банковские MVNO-операторы борются за право предоставить клиенту финансовые услуги с возможностью мобильной связи.