© ComNews
28.08.2017

Сейчас вопросы обеспечения безопасности функционирования российского сегмента сети Интернет государство, похоже, ставит во главу угла. Пример тому - законопроект Минкомсвязи, направленный, среди прочего, на контроль за точками обмена трафиком. Генеральный директор сети обмена трафиком DATAIX (ООО "Пиринг") Роман Венедиктов рассказал корреспонденту ComNews, как этот законопроект может повлиять на отрасль, а также о том, что оказывало влияние на отрасль в последние годы и какие основные задачи сейчас стоят перед DATAIX.

- Как можете оценить эту инициативу властей? Чего в ней больше - пользы в интересах страны или вреда рынку?

- Действительно, в настоящее время государство уделяет огромное внимание вопросам безопасности функционирования российского сегмента сети Интернет. Существенно возрастает роль точек обмена трафиком как инструмента локализации трафика внутри страны и обеспечения бесперебойности работы пользователей сети Интернет. Идея на первый взгляд хорошая, так как что-то подобное мы могли увидеть на локализации процессинга платежных карт Visa и Mastercard, что позволило решить вопрос безопасности проводки платежей внутри страны, а также некоторого контроля этих платежей. Но структура работы сети Интернет несколько сложнее. Поэтому реализация данного решения потребует финансовых затрат как со стороны операторов, так и со стороны точек обмена трафиком, хотя бы потому, что в данный момент все крупные операторы обмениваются между собой трафиком через прямые межоператорские соединения (пиринги), а через точки обмена трафиком проходит около 20% общего трафика.

- Как может повлиять на рынок, в частности, тот пункт законопроекта, в котором говорится о том, что точки обмена трафиком должны принадлежать российским юрлицам, а суммарная доля иностранного владения не должна превышать 20%? Увидим ли мы в связи с этим уход игроков с рынка или иные кардинальные перемены?

- Если говорить о той роли точек обмена трафиком, которая предполагается в рамках рассматриваемого законопроекта, а именно - о локализации трафика российского сегмента Интернета, то логичным выглядит появление некоторых требований государства, которые способствовали бы улучшению контроля за точками обмена трафиком. В частности, об ограничении участия иностранного владения не более 20%. На мой взгляд, опять прослеживается аналогия с законом о СМИ. Хочу заметить, что данная инициатива находится в процессе обсуждения. Не думаю, что принятие пункта об ограничении владения точками обмена трафиком иностранными участниками, если оно произойдет, как-то кардинально повлияет на рынок связи в нашей стране.

- Потребует ли это возможное нововведение расходов от игроков рынка и видите ли вы уже сейчас пути, по которым могут пойти точки обмена трафиком для того, чтобы исполнить требование с минимальными для себя потерями или затратами?

- Гораздо более серьезное влияние окажет закон Яровой в части хранения информации, так как затраты на выполнение данного требования лягут неподъемным грузом на многих операторов.

- Ваша компания работает на рынке уже восемь лет. Какие основные изменения произошли за это время в вашем сегменте?

- Конечно, основное видимое изменение - это рост трафика каждый год как минимум на 20%. На мой взгляд, это связано с растущим проникновением доступа в сеть Интернет среди ШПД пользователей и потреблением тяжелого контента. С одной стороны, мы видим консолидацию отрасли - поглощение более крупными компаниями мелких. С другой стороны, заметен активный интерес со стороны зарубежных участников к российским точкам обмена трафиком. Все больше и больше поставщиков зарубежного контента становятся нашими участниками - например, такие как Google, Facebook, Akamai, а также крупные зарубежные хостинговые компании и дата-центры.

- Можете ли вы обозначить основные вехи, повлиявшие на отрасль за эти годы, и с чем они были связаны? 

- На мой взгляд, наиболее значимыми событиями в телекоме за последние годы было появление независимых компаний, владеющих канальной емкостью на рынке РФ. Это привело к возникновению большого числа альтернативных предложений на межоператорском рынке в регионах и, как следствие, к выравниванию стоимости мегабита в нашей стране. (Для справки: в 2009 году стоимость 1 мегабита полосы между Москвой и Хабаровском разнилась в пять-семь раз.) Также я бы отметил переход крупных контент-генераторов к самостоятельной политике межоператорского взаимодействия, тогда как ранее они работали по эксклюзивным договорам с крупными операторами.    

- Какие изменения в потребностях операторов связи и какие новые запросы от контент-генераторов повлияли на развитие рынка?

- Как я уже говорил ранее, рост трафика в среднем на 20% в год приводит к увеличению количества и качества портов, включенных в точки обмена трафика. Со стороны контент-генераторов мы видим интерес к развитию собственных CDN-сетей.

- Как изменилась сама компания за эти годы? Какие структурные, концептуальные, стратегические изменения произошли?

- За восемь лет компания прошла путь от стартапа со штатом пять человек до пиринговой сети, распределенной по четырем странам, с 22 точками включения в сеть, с украинским представительством и самым востребованным контентом, не только в России и на Украине, но и в мире - VK, Mail, Google, Facebook, Microsoft.  Первый узел связи был размещен в центре обмена информацией в Петербурге в 2009 году. Именно здесь были подключены первые операторы.

С ростом количества межоператорского трафика и контента повышался и уровень интереса к пиринговой сети DATAIX со стороны национальных операторов стран СНГ. Для развития международного сотрудничества компания предприняла ряд мер, в числе которых - открытие отдела международного развития, участие в международной организации European Internet Exchange Association, организация магистральной резервированной сети и открытие точек подключения во Франкфурте (Германия). 

- Какие основные задачи стоят перед компанией сейчас и каковы планы на ближайшие годы?

- Сейчас DATAIX - это больше чем просто интересная новаторская идея. DATAIX - компания со своими традициями, репутацией и историей в восемь лет. В ближайших планах - открытие точки подключения в Стокгольме и развитие в Европе, подключение новых контент-генераторов и открытие их для операторов связи России. Мы хотим сделать связь еще более качественной и повысить скорости передачи данных.

- Что ждет российский рынок точек обмена трафиком в ближайшие годы, какие основные тенденции и технологии окажут на него наиболее значимое влияние?

- Я считаю, что точки обмена трафиком - это прежде всего инфраструктура для операторов связи и контент-генераторов. В связи с этим наиболее интересным направлением мне кажется развитие программно-конфигурируемых сетей (software-defined networking, SDN) как способ удовлетворения растущих потребностей участников сети Интернет. Также все больше точек обмена трафика становятся распределенными, уходя от типовой модели "комната - патч-панель - коммутатор".

- Что бы вы хотели пожелать отрасли, а также о чем должны помнить игроки рынка для того, чтобы оставаться успешными?

- Отрасль динамично развивается, прошла несколько кризисов, и, несмотря на такие потрясения, как закон Яровой, я вижу перспективы и с большим позитивом смотрю вперед.