© ComNews
03.10.2017

Поправки в 115-ФЗ, касающиеся использования Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) для удаленной аутентификации банковских клиентов, которые Госдума приняла в первом чтении на прошлой неделе, могут быть приняты во втором и третьем чтениях до конца 2017 г. Они позволят банкам открывать для новых клиентов счета без личной явки в банк, на основе биометрической информации. Тем временем банки уже активно применяют различные технологии биометрической идентификации как для оказания услуг клиентам, так и для проверки сотрудников. Наиболее распространенные способы идентификации - по фотографии лица и по рисунку вен на ладони.

Напомним, 27 сентября Госдума приняла в первом чтении законопроект, который разрешит банкам открывать счета для физических лиц на основе информации из ЕСИА и на основе биометрических данных, которые появятся в этой системе. "Есть все основания полагать, что к середине ноября законопроект будет принят и мы начнем жить в новых условиях, максимально приближенных к цифровой экономике, - заявил вчера председатель Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрей Емелин. - Все, что необходимо сделать с точки зрения нормативной базы, сейчас прорабатывают Банк России, Минкомсвязи и "Ростелеком". Функционируют три рабочие группы, и они ведут интенсивные консультации".

По его словам, технологическая сторона биометрических решений пока не ясна, и банковское сообщество ждет окончательных технологических параметров систем, которые будет применяться в ЕСИА. Тем не менее Андрей Емелин отметил решения российского разработчика программных решений на базе технологий компьютерного зрения и машинного обучения VisionLabs. "Это поставщик тех решений, которые по умолчанию закладываются в системы удаленной идентификации", - подчеркнул он, говоря о широком применении технологий этой компании.

Генеральный директор VisionLabs Александр Ханин пояснил, что человеческий фактор замедляет переход в цифровые каналы обслуживания. "Машинный интеллект и компьютерное зрение справляются с задачей обслуживания клиентов, пресечения мошенничества, ускорения обслуживания гораздо лучше, чем это делают любые сотрудники-операторы", - отметил он.

В качестве примера Александр Ханин привел крупнейшее мировое кредитное бюро Equifax, которое в 2014 г. лицензировало технологию распознавания лиц VisionLabs для создания межбанковского сервиса по предотвращению кредитного мошенничества "FPS.Биометрия". Решение содержит 70 млн биометрических портретов для 30 млн физических лиц. "Сервис себя оправдал: за 2016 г. он позволил сэкономить 4 млрд руб. Эта сумма рассчитывалась как сумма невыданных мошенникам кредитов", - пояснил он.

Генеральный директор ООО "Прософт-Биометрикс" Александр Дремин рассказал, что его компания развивает технологию идентификации человека по рисунку вен ладони. "Смысл в том, что сканер в инфракрасном спектре считывает рисунок вен ладони - в видимом спектре вены ладони не заметны глазу, - обрабатывает и формирует математическую модель. Это очень точный метод, и подделать технологию невозможно, так как требуется очень сложное оборудование", - уточнил он. Скорость идентификации на встраиваемом устройстве составляет 10 тыс. ладоней в секунду в локальном режиме, а в серверном режиме - 100 тыс. ладоней в секунду.

По словам Александра Дремина, технология внедрена на более чем 1000 объектов. Она используется в сфере торговли - для учета рабочего времени сотрудников магазинов, в банках, например в Сбербанке - для прохода в кассовые узлы и хранилища, на проходных различных предприятий - в частности, речь идет о компании "Северсталь".

Советник президента "Почта Банка" Павел Гурин рассказал, что система биометрического распознавания лиц Luna (продукт компании VisionLabs) позволила "Почта Банку" в 2016 г. предотвратить совершение потенциально мошеннических сделок на сумму около 1,5 млрд руб. Благодаря этой системе банк также предотвратил 4,5 тыс. нарушений, связанных с некорректным использованием фотографии клиента, и распознал более 9 тыс. мошеннических кредитных заявок (см. новость ComNews от 31 августа 2017 г.).

Павел Гурин отметил, что "Почта Банк" также проводит пилоты по идентификации по отпечаткам пальцев, по голосу, изучает технологию идентификации на основе венозного рисунка. Пока банк не применял идентификацию по радужной оболочке глаза.

Руководитель отдела предотвращения мошенничества Тинькофф-банка Артем Харченко напомнил, что компания с 2015 г. начала работу над биометрией и стала пользоваться сервисом "FPS.Биометрия". С конца 2016 г. Тинькофф-банк работает с VisionLabs. "Мы фотографируем клиентов с 2011 г., и, как выяснилось, 95% фото пригодны для применения в Luna", - отметил он.

Банк "Открытие" вместе с VisionLabs и разработчиком мобильных приложений e-Legion через несколько недель запустит денежные переводы по фотографии. Как рассказал директор по инновациям банка "Открытие" Алексей Благирев, чтобы отправить деньги другому клиенту банка "Открытие", нужно сфотографировать получателя в мобильном приложении или загрузить его фотографию, и система распознает человека. По его словам, мобильное приложение позволит банку протестировать новый клиентский опыт.

Как ранее сообщал ComNews, несколько банков уже начали пилотировать решение российской ИТ-компании Abbyy для удаленной идентификации пользователей с помощью смартфона. Компания создала его в партнерстве с VisionLabs. Решение Abbyy позволяет при помощи смартфона распознать данные паспорта и подтвердить личность клиента по селфи (см. новость ComNews от 20 сентября 2017 г.).

"Банковский сектор переживает кризис. Мы достигли той же точки, что и телекоммуникационные компании в начале 2000-х годов: стоимость владения инфраструктурой превышает маржинальность услуг. Вопрос сейчас будет стоять так: будут ли выбирать вас клиенты, если вы не предоставляете определенных услуг. Facebook и WeChat реализовали настолько гибкую платформу, что если мы сейчас не подготовимся, то не банки друг другу будут страшны, а крупные площадки", - отметил директор проектного офиса по цифровой идентичности ПАО "Ростелеком" Иван Беров. По его словам, надо шаг за шагом менять клиентский опыт, переводить его в digital и обеспечивать максимально быстрое и комфортное взаимодействие банка с клиентом (см. новость ComNews от 20 сентября 2017 г.).

"Ситуация будет похожа на ту, что сложилась на рынке мобильной связи: тарифы у всех примерно одинаковые, поэтому клиенты выбирают оператора по каким-то другим критериям", - говорил менеджер по работе с финансовыми организациями компании Abbyy Алексей Кирьянов.