Павел Кантышев
07.11.2017

Одним из фигурантов так называемого "Райского досье" (названо так, потому что основной массив документов Appleby приходится в юрисдикции стран Карибского бассейна) стал Юрий Мильнер. В 2009–2010 гг. принадлежавший ему и совладельцу USM Holdings Алишеру Усманову фонд DST Global I скупил до 10% Facebook, исходя из оценки компании в среднем $10 млрд. В мае 2012 г. Facebook провел IPO и получил на порядок более высокую оценку – $100 млрд, по которой DST и продал часть акций, выручив $2 млрд. Окончательно долю в Facebook фонд продал в 2013 г., ссылается The New York Times (NYT) на сообщение DST.

Согласно оказавшимся у журналистов документам, одним из инвесторов DST фактически была 100%-ная "дочка" "Газпрома" – "Газпром инвестхолдинг". До 2014 г. ее гендиректором был Усманов. Она выделила "сотни миллионов долларов" на покупку акций Facebook через офшор с Британских Виргинских островов – Kanton Services, пишет NYT. The Guardian сообщает о $920 млн инвестиций "Газпром инвестхолдинга" в Kanton Services в обмен на контроль над компанией. Контроль над управлением DST Global и его фондами всегда принадлежал и принадлежит Мильнеру, сообщил представитель DST.

Ссылаясь на документы Appleby, "Новая газета" пишет, что за месяц до IPO Kanton Services продала принадлежащие ей акции социальной сети компании Усманова. О какой компании идет речь, ни "Новая газета", ни The Guardian не уточняют. Нет у изданий и данных о сумме сделки. Представитель Усманова не говорит, сколько "Газпром инвестхолдинг" инвестировал в акции Facebook и за сколько продал их.

Мильнер подтвердил Международному консорциуму журналистов-расследователей (ICIJ), который занимался изучением "Райского досье", что Kanton Services была одним из инвесторов DST при покупке акций Facebook. Он заверил, что компания проходила тщательную проверку, прежде чем была допущена до сделки. Даже если Kanton получала российское государственное финансирование, невозможно определить, что именно эти деньги были вложены в Facebook, поскольку у Kanton могли быть и другие источники финансирования, указал Мильнер ICIJ.

Представитель "Газпром инвестхолдинга" заявил ICIJ, что деньги Kanton Services действительно выделялись на "общекорпоративные цели".

Усманов не использовал в личных целях средства "Газпрома", утверждает его представитель. Он заверил, что Усманов и аффилированные с ним компании всегда соблюдают букву и дух закона.

Другой эпизод инвестиций Мильнера в социальные сети – покупка в 2011 г. акций Twitter. В 2011 г. DST Global оценил сервис микроблогов в $8 млрд, купив 5%-ную долю за $400 млн.

Как пишет ICIJ, в июле 2011 г. ВТБ купил за $191 млн акции зарегистрированного на о. Мэн DST Investment 3. В том же месяце Мильнер использовал именно этот фонд для покупки примерно половины общей доли DST в Twitter. Мильнер в интервью Forbes подтверждал, что ВТБ был одним из участников сделки с Twitter. А в 2014 г. DST вышел из капитала Twitter. Представитель ВТБ подтвердил ICIJ, что банк инвестировал в Twitter с помощью DST Global и впоследствии продал долю с прибылью.

Судя по всему, ВТБ и "Газпром инвестхолдинг" могли быть LP (limited partner) фондов Мильнера – это участники фонда, которые лишь дают деньги и не принимают прямого участия в управлении инвестициями, объясняет партнер венчурного фонда, работающего в США.