© ComNews
04.12.2017

С 2018 г. Росавтодор начнет формировать нормативно-техническую базу в области применения беспилотного автотранспорта. Это нужно для реализации проекта "Караван" (проект по развитию перевозок беспилотным транспортом, который агентство разрабатывает с 2016 г.). "Караван" предполагает оснащение к 2035 г. российской федеральной сети автодорог, входящих в международные транспортные коридоры, инфраструктурой для беспилотного движения. Однако для этого необходимо разработать стандарты и другую нормативно-техническую документацию, которой пока в России нет. Тем не менее автопроизводители уже тестируют беспилотные автомобили на закрытых участках и заявляют о больших перспективах этого вида транспорта.

"Росавтодор занимается проектом подготовки к адаптации дорожной инфраструктуры для возможностей передвижения беспилотного транспорта. Проект носит название "Караван". Он позволит увеличить безопасность дорожного движения в зависимости от доли транспортных средств, работающих в беспилотном режиме. Это окажет существенное влияние на ряд показателей экономического развития страны", - заявил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Василий Кургузов, выступая на Федеральном форуме "Smart Cars & Roads - цифровая трансформация экосистемы "автомобиль-дорога" в Российской Федерации", организованном ComNews Conferences. По его словам, у дорожной отрасли есть большой опыт реального применения цифровых технологий для решения практических задач.

Проект "Караван" носит международный характер. "Мы ведем работу, принимая во внимание мировые тенденции в данной отрасли. Причем нас интересует не только опыт наших коллег, но и создание условий, при которых пользователи дорог не будут иметь дополнительные сложности при пересечении границ. Одним из самых перспективных направлений для организации беспилотного движения мы считаем транспортный коридор Европа - Западный Китай", - говорит Василий Кургузов.

Росавтодор работает в тесном сотрудничестве с автопроизводителями, изготовителями систем точного геопозиционирования и научными институтами. Агентство уже реализует первый этап "Каравана" вместе с операторами связи, НИИ и другими участниками проекта. В июне Росавтодор планирует презентовать проект на одном из участков федеральных трасс. Это будет оснащение участка автодорожного подхода к транспортному переходу через Керченский пролив для проезда беспилотного автотранспорта.

Второй этап проекта - разработка и апробация технических решений на полигоне ФГУП "Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ". Эта стадия проекта стартует с января 2018 г. Цель Росавтодора - получить оптимальные технические решения для оснащения дорожной инфраструктуры. "Мы пригласили к участию в тестировании полигона целый ряд компаний, и мы не ограничиваем количество участников", - отметил Василий Кургузов. 

С 2018 г. Росавтодор планирует приступить к формированию нормативно-технической базы в данной области. "Для оснащения инфраструктуры нам нужна стандартизация в этой области. Пока ее в России нет", - пояснил он. Четвертым этапом проекта станет оснащение опытного участка федеральной автодороги в 2019-2021 гг. Предположительно, это будет трасса М7 "Волга". К 2035 г. планируется оснастить всю федеральную сеть автодорог, входящих в международные транспортные коридоры. "Результатом проекта "Караван" должно стать оснащение дорог системой, которая позволит осуществить новый виток мобильности в дорожной отрасли", - резюмировал Василий Кургузов.

Главный конструктор по инновационным продуктам ПАО "Камаз" Сергей Назаренко считает, что революционное изменение автомобильной отрасли идет очень активно. Внешне новые машины похожи на своих предшественников, но их "начинка" меняется. По его словам, основные тренды, которые будут влиять на развитие рынка, - это электрификация транспорта, появление систем помощи водителю и беспилотному транспорту, производство "подключенных" автомобилей, которые смогут общаться с окружающей средой, с человеком и с другими автомобилями, повышение энергоэффективности машин и продажа не автомобилей, а услуг по их обслуживанию (контрактов жизненного цикла).

"Камаз" уже разрабатывает систему помощи водителям ADAS (Advanced Driver Assistance Systems) 0-го, 1-го ,2-го и 3-го уровней. ADAS будет помогать водителям грузовиков в опасных ситуациях. Например, система будет осуществлять подруливание, автономное торможение и перестроение из полосы в полосу. ADAS  может следить за дорожной разметкой, напоминать водителю о пешеходных переходах и др. Однако пока автомобили с ADAS работают только на закрытых территориях и промзонах и т.п. Дело в том, что дорожная инфраструктура в России пока не готова к массовому внедрению такой технологии. Тем не менее Сергей Назаренко уверен, что появление на дорогах машин с ADAS и дальнейшее развитие технологий поможет увеличить пропускную способность дорог в три раза без необходимости строить новые полосы и целые автомагистрали.

Как ранее сообщал ComNews, в сентябре этого года Минтранс, Комитет Госдумы по транспорту и строительству и еще ряд отраслевых организаций создали ассоциацию "Цифровая эра транспорта". Ее президентом стал депутат Госдумы и член упомянутого комитета Сергей Тен. Ассоциация будет заниматься продвижением интеллектуальных транспортных систем (ИТС), включая беспилотные автомобили, анализом и разработкой нормативных правовых актов, рейтингом цифровизации транспортной отрасли в регионах. Ассоциация будет также проводить ежегодный рейтинг цифровизации транспорта в регионах, и он будет публичным (см. новость ComNews от 28 сентября 2017 г.).

Ранее министр транспорта РФ Максим Соколов говорил о влиянии цифровых и интеллектуальных систем на качество и безопасность пассажирских перевозок. Они помогают привлечь частный бизнес к разработке автоматизированных систем управления транспортом, создать единые сети продажи билетов и оплаты проезда на различных видах транспорта. "Это, в свою очередь, позволит поддерживать здоровую конкуренцию, снижать стоимость предоставляемых услуг и улучшать их качество для конечного пользователя", - уточнил он. Минтранс вместе с другими ведомствами работает над созданием условий для безопасной и эффективной эксплуатации беспилотных транспортных средств. Госорганы совместно решают поставленную правительством задачу по устранению законодательных, инфраструктурных и других ограничений, препятствующих внедрению беспилотных ТС.