Анна Холявко
Валерий Кодачигов
05.12.2017

Популярность дронов в России растет. С января по сентябрь 2017 г. россияне купили 57 000 беспилотников на 850 млн руб. В штуках это на 84% больше показателей аналогичного периода прошлого года, в деньгах – на 65% больше. Такие данные приводит ритейлер "М.видео", оценивший общие продажи дронов в России. С ними согласен и президент Ассоциации малых беспилотников Олег Понфиленок.

Дроны стали новым хобби, уверен редактор отраслевого журнала про беспилотники Uav.ru Денис Федутинов: сейчас превалирует развлекательный сегмент. Для развлечения покупают примерно 60% дронов, для коммерческих профессиональных целей – оставшиеся 40%, рассказывает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Растут обе категории, но в деньгах – в основном вторая, в которой средний чек увеличился на 35% до 96 000 руб., – те, кто использует дроны профессионально, переходят на более дорогие аппараты, указывает он. А вот базовые модели подешевели. По наблюдениям "М.видео", средняя цена дрона снизилась на 6% до 14 800 руб.

На самые дешевые модели – стоимостью до 7000 руб. – приходится 77% от всех проданных аппаратов, говорит представитель "М.видео".

Различия между бюджетными и дорогими устройствами заключаются в функционале камеры, качестве материалов, из которых сделаны дроны, времени автономной работы и защитных свойствах гаджетов, перечисляет представитель "Связного". Он объясняет рост популярности несколькими причинами. Во-первых, на рынке появились недорогие устройства, ими легко управлять, а процесс обучения проходит быстро. Во-вторых, расширяется их сфера применения: дронами увлеклись фотографы и блогеры. За первые 11 месяцев 2017 г. дроны стали продаваться в 2 раза чаще и принесли в 10 раз больше денег, чем годом ранее, говорит представитель "Связного", отказавшись назвать точные цифры. Сейчас популярны модели, с помощью которых можно снимать ролики и вести собственные каналы на YouTube, отмечает представитель "Евросети": рост продаж составил 24% относительно показателя за 11 месяцев 2016 г.

Впрочем, темпы роста замедляются: в прошлом году продажи дронов в штуках увеличились в 2 раза, а в деньгах –в 2,5 раза, отмечает представитель "М.видео". Рост замедлился по двум причинам, считает Муртазин. Во-первых, платежеспособная аудитория наигралась и перестала их покупать для развлечения. Во-вторых, каждый полет нужно регистрировать – не все готовы к юридическим трудностям.

В b2c-продажах скорость роста начинает замедляться, потому что наиболее активная часть аудитории уже приобрела себе квадрокоптеры, но при этом общий рынок продолжает расти, указывает Понфиленок. В b2b-сегменте скорость роста, наоборот, увеличивается, потому что бизнес находит все больше функций для применения дронов, а стоимость их снижается.

После того как полеты дронов стали регулироваться законодательно, пыл потребителей несколько угас, согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Несмотря на то что в 2017 г. рост был, любители быстро остынут, а профессионалов не так много и они не так часто меняют модели, рассказывает он: в 2018 г. такого темпа уже не предвидится.