© ComNews
06.12.2017

Компания Artezio (входит в ГК "Ланит") разрабатывает мобильное приложение для распознавания эмоций пользователя. Технология позволит определять эмоциональное состояние человека, совмещая эти данные с информацией по геолокации. По словам представителей компании, такая технология может применяться, например, для спасения людей в чрезвычайных ситуациях или при оказании юридических услуг. Игроки рынка, занимающиеся биометрическими системами, признают перспективность технологии по определению эмоций и ожидают распространения ее применения в ряде коммерческих решений - например, в ретейле.

Artezio создает мобильное приложение по распознаванию эмоций посредством анализа визуальных данных нейросетями. Оно будет работать на основе технического решения по сканированию лица, уже использованного в iPhone X.

"Для построения матрицы эмоций можно задействовать специально обученные нейросети. Составленную в приложении эмоциональную метку можно совместить с визуальными данными или информацией о геопозиции. Если технологический комплекс будет работать, как мы предполагаем, можно будет добиться точного определения эмоционального состояния человека в конкретном месте и в конкретное время", - сообщил руководитель департамента мобильных разработок Artezio Игорь Есипович. Он добавил, что пока существуют сложности с лицевыми дефектами людей, а также с возможностью симулировать эмоции.

Как сообщили корреспонденту ComNews в пресс-службе компании, применение технологии будет зависеть от качества конечного программного продукта. В случае безошибочного определения эмоций технология может быть востребована у правоохранительных органов или в сфере оказания юридических услуг. "Одна из областей применения технологии - это теоретическая возможность дистанцироваться, например, от обвинений в домогательствах, запугивании или, наоборот, предупредить факты насилия", - привели примеры в Artezio.

Также технологию можно использовать в рекламном бизнесе, для создания "эмоциональных" фотографий, поиска контента (музыки под настроение). Как отметили в пресс-службе, пока оно используется только в развлекательных целях и частично для разблокировки устройств, но имеет серьезный потенциал при разработке прикладных приложений.

Раскрывать объемы вложений в этот проект в Artezio не стали, отметив что инвестиции в технологическое развитие носят в компании общий характер. А вопрос монетизации пока не рассматривался.

Как рассказали в пресс-службе Artezio, разработки начались после анонса Apple технического решения для считывания активности лицевых мышц. Тогда компания поняла, что технология распознавания лица станет массовой и очень перспективной. Сканирование лица в IPhone X, по мнению Artezio, изменит рынок. Для перехода от лицевого к эмоциональному сканированию потребуется время и "значительные технологические средства".

Другие игроки, занимающиеся биометрическими системами, отмечают перспективность данной технологии и уже ведут разработки. Директор по маркетингу компании "Вокорд" Сергей Щербина сообщил, что компания более трех лет разрабатывает новые алгоритмы для быстрого и точного распознавания эмоций человека на расстоянии в реальном времени. По его словам, они смогут фиксировать микродвижения лица на основе 2D-видеоряда, получаемого с видеокамеры. "Одной из сложных задач при этом является итоговая психологическая интерпретация получаемых результатов, но нейронная сеть позволяет получать достаточно точную классификацию. У нас сформирован обучающий массив, и мы уже добились очень хороших результатов - распознаем семь базовых эмоций по фотографии", - пояснил Сергей Щербина.

У NtechLab также есть аналогичное решение. Компания предлагает комплекс услуг, включающий технологию распознавания лица, определения пола и возраста, а также эмоционального состояния человека. Алгоритм NtechLab умеет распознавать семь базовых и 50 сложных составных эмоций людей. В марте текущего года компания победила с этим решением в конкурсе по распознаванию эмоций людей EmotionNet Challenge, организованном Университетом штата Огайо.

В компании VisionLabs сообщили, что их продукты умеют распознавать эмоции человека. Речь идет о шести простых состояниях. Генеральный директор и основатель VisionLabs Александр Ханин добавил, что компания в данный момент занимается глубоким анализом поведения людей на базе изучения паттернов. "При распознавании паттернов поведения алгоритм анализирует лицо человека на основании около 60 микросостояний мимики лица, так называемых facial actions. Далее уже принимается решение на основе проведенного анализа. В зависимости от сферы применения мы выявляем различные паттерны поведения. Например, в сфере HR система анализирует реакции человека на вопросы, чтобы определить, говорит ли он правду", - сказал Алексендр Ханин. При этом алгоритм позволяет определять эмоции вне зависимости от национальных особенностей человека.

В ООО "Центр речевых технологий" (ЦРТ) есть разработки в области распознавания эмоций по лицу, которые используются в системе видеоидентификации "Визирь". С помощью нейросетевых алгоритмов система проводит оценку мимической активности людей в кадре и по ним определяет шесть базовых эмоций - радость, грусть, отвращение, удивление, гнев и страх. Как сообщил директор по специальным проектам ЦРТ Андрей Хрулев, в данный момент компания проводит пилотные проекты по распознаванию эмоций пассажиров в транспорте и среди посетителей массовых мероприятий. По его словам, разработки компании в этой области уже интересуют социологов, организаторов мероприятий и представителей рекламной сферы.

Что касается области применения технологии, то она весьма обширна. В компании NtechLab считают, что она может быть использована в широком спектре коммерческих решений - например, для оценки эффективности рекламных и маркетинговых кампаний в ретейле. Также эта опция позволяет определить, остался ли покупатель доволен обслуживанием. В компании VisionLabs считают, что распознавание эмоций может применяться в сфере транспорта для анализа аномального поведения людей и для обеспечения безопасности и общественного порядка, для оценки удовлетворенности клиентов и анализа качества сервиса, в робототехнике (для понимания реакции собеседника на сказанное или выполненное действие) и интерактиве (использование распознавания в промоакциях).

Директор по бизнес-приложениям "Крок" (ЗАО "КРОК инкорпорейтед") Максим Андреев сообщил, что компания сотрудничает с российскими разработчиками систем видеоаналитики, в том числе и с функцией распознавания эмоций. По его мнению, технологию можно использовать в сферах, где необходимо отслеживать эмоциональное состояние людей, которые несут ответственность за жизнь или благополучие других. Например, диспетчеры АЭС или водители общественного транспорта. Кроме того, подобные технологии могут помочь отслеживать и эмоциональное состояние сотрудников в офисах, что тоже довольно перспективно.

Представитель "Крок" отметил, что с точки зрения монетизации внедрение технологии возможно и в государственных учреждениях (для отслеживания "уровня счастья посетителей на входе и выходе"). Технологию можно применить и в ретейле для отслеживания как работы персонала, так и реакции на рекламные предложения.

Архитектор цифровой лаборатории группы компаний Softline Сергей Астахов привел пример технологии распознавания эмоций. С ней, например, столкнулись клиенты МФЦ. По результатам сервис предоставляет отчет по качеству обслуживания. Разработка принадлежит компании Heedbook из Реутова. В перспективе технология может применяться в компаниях, где продавец напрямую взаимодействует с покупателем. Сюда он отнес зоны оплаты в магазине, государственные организации, аэропорты и вокзалы.

Сергей Щербина из "Вокорда" прогнозирует, что в ближайшие три-пять лет создание и совершенствование технологии будет в центре внимания и разработчиков, и заказчиков.