Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Сб, 20.01.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 56.76 EUR 69.26
20 января 2018 года, Сб

Машины отдельно, дороги отдельно

главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
24.09.2017
Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.
Леонид Коник, главный редактор группы компаний ComNews

Транспортная отрасль стала первым в России вертикальным рынком, который озаботился гармонизацией действий при переходе к цифровой экономике. В конце сентября 2017 года Минтранс РФ, Комитет Госдумы по транспорту и строительству и ряд отраслевых организаций создали ассоциацию "Цифровая эра транспорта", которую возглавил депутат Госдумы РФ и член упомянутого комитета Сергей Тен. Правда, пока в нее не вошел ни один автопроизводитель или создатель иных транспортных средств – ​а без них новая структура будет лишена глобального подхода.

Наряду с ЖКХ, транспортная индустрия, и прежде всего автоиндустрия, является идеальным объектом для встраивания в цифровую экономику и применения таких технологий, как Интернет вещей (IoT). В других отраслях каждое предприятие имеет уникальные потребности и использует разнообразные технологии, поэтому внедрение IoT и унификация подходов к работе с цифровыми данными в них затруднены. Этим, к слову, объясняется неуспех операторов связи в продвижении клиентам b2b-сектора услуг М2М/IoT: связисты видели в них телекоммуникационный сервис, единый для всех пользователей. Однако, в отличие от голосовой связи, интернет-доступа или платного ТВ, которые одинаковы и для нефтяной компании, и для банка, и для госструктуры, и для физического лица, потребности в IoT разнятся от отрасли к отрасли и даже от компании к компании.
Автоиндустрии свойственно единство подходов – ​как минимум потому, что автомобиль перемещается в пространстве (не случайно правила дорожного движения во всем мире очень похожи). С переходом к цифровой экономике каждый автомобиль должен иметь возможность передавать и принимать данные в любой точке земного шара, что также диктует необходимость глобального подхода.

При этом мобильность транспортных средств предъявляет к цифровым технологиям особые требования. В большинстве сценариев применения IoT объекты, с которых снимаются данные, статичны: будь то магистральный трубопровод, насос на нефтяном месторождении, любое промышленное оборудование или прибор учета в ЖКХ. "Зачем нужен роуминг в IoT-технологии, если она применяется для счетчика за унитазом?" – ​задавал риторический вопрос президент ООО "СТРИЖ Телематика" Андрей Синицин на одном из мероприятий серии Wireless Russia Forum, которые ежегодно проводит ComNews.

Мобильность автотранспорта в цифровую эру означает, что машина с элементами искусственного интеллекта (не говоря уже о беспилотном автомобиле) должна иметь устойчивую связь в каждый момент времени – ​а до сих пор ни одна беспроводная технология не может похвастаться глобальным охватом. Да что там глобальным: достаточно проехать в поезде или на машине по самому горячему в России маршруту "Москва – ​Петербург" – ​даже на нем 100 %-ного покрытия нет ни у одного оператора "большой четверки".

Но гарантированной связи для автомобиля мало: данные должны передаваться от него и поступать обратно с огромной скоростью, в противном случае возникает риск аварии. В то время как "счетчик за унитазом" может довольствоваться узкополосным каналом связи, который к тому же включается по требованию. Если говорить о беспилотнике, то, согласно прогнозу Intel, автономный автомобиль будет генерировать по 4 Тб данных каждый день, и существующие беспроводные технологии с такими объемами просто не справятся. Надежды возлагаются на сети пятого поколения (5G), спецификацию которых 3GPP обещает представить ровно через год.

Вопросами применения сетей 5G для нужд автопрома озаботилась мировая ассоциация 5G Automotive Association (5GAA), созданная в сентябре 2016 года группой автопроизводителей и телеком-вендоров. Ныне в нее входят такие производители автомобилей, как Audi – ​Volkswagen, BMW Group, Daimler, Ford, Jaguar – ​Land Rover, SAIC Motor, а также поставщики автоэлектроники, телеком-вендоры и операторы связи. При этом среди членов 5GAA нет ни одной организации или госоргана, занимающихся строительством и эксплуатацией автодорог. В российской ассоциации "Цифровая эра транспорта" все наоборот: в нее вошли те, кто занимается дорогами, но пока там нет ни одного автопроизводителя.

В цифровой экономике автомобиль и дорога являются экосистемой, и подход "мухи отдельно, котлеты отдельно" – ​губителен. "Умный автомобиль" должен общаться с интеллектуальной транспортной инфраструктурой, и только в этом случае можно говорить о повышении эффективности дорожного движения – ​а главное, о снижении аварийности и сохранении жизней – ​как водителей, так и пешеходов. Для этого дорожники должны наладить диалог с производителями легкового и грузового автотранспорта. В частности, автопроизводители – ​и отечественные, и зарубежные (особенно располагающие заводами в России) – ​должны войти в ассоциацию "Цифровая эра транспорта", а представители дорожного хозяйства и профильных госструктур – ​в 5GAA.

Весьма вероятно, что диалог автопроизводителей с участниками дорожной отрасли начнется на первом в РФ экосистемном форуме "Smart Cars & Roads – ​цифровая трансформация экосистемы "автомобиль – ​дорога" в Российской Федерации", который ComNews проведет в Москве 30 ноября 2017 года.

Журнал "Стандарт" №09 (176) сентябрь 2017
Редколонка

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.
RSSРекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100