главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
29.10.2017

Новые информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) создают уникальные возможности, но не гарантируют их достижимости. Реальные преимущества от внедрения инноваций могут получить только те компании, которые самостоятельно придумают способ их монетизации.
Многие ИКТ в недавнем прошлом гарантировали коммерческие выгоды просто по факту применения. К примеру, сотовый стандарт GSM озолотил всякого оператора, сделавшего на него ставку: просто потому, что сети этого стандарта создавали принципиально новую услугу – ​глобальную мобильную связь, да еще и с компактного телефона. Аналогично и технологии интернет-доступа – ​сначала ADSL, а затем FTTx – ​гарантировали провайдерам быстрый возврат инвестиций: скоростной доступ хотели получить все.

Локомотивом рынка коммуникаций и вещания всегда были производители оборудования, но с каждым новым стандартом или технологией им все труднее создавать продукты общего и массового спроса. Резкий рост прагматических и скептических настроений в отношении новых технологий проявился сразу на двух конференциях, которые информационная группа ComNews провела в октябре.

Конференция "Cloud Services Russia 2017 – ​Инфраструктура, платформа, сервисы" наглядно показала, что облако перестало восприниматься рынком как next big thing, которая по умолчанию приводит к сокращению затрат и новым возможностям заработка. "Облачная среда не упрощает управление ИТ-ландшафтом, несмотря на первоначальные ожидания, – ​просто сложность управления выходит на новый уровень", – ​сообщил с трибуны мероприятия вице-президент по технологическому консалтингу Oracle СНГ Павел Захаров. Услышать столь скептические слова от представителя Oracle было вдвойне удивительно, ведь эта корпорация является главным мировым евангелистом облачных технологий.

Другие участники конференции также говорили о том, что простой перенос инфраструктуры в облако не приводит к экономии, как это предполагалось еще год назад – ​хотя бы потому, что средства в корпоративную инфраструктуру уже вложены, а переход в облако отнюдь не бесплатен. Конечно, по мере появления новых потребностей заказчики могут сразу задействовать под них облачные платформы, инфраструктуру или приложения (благо решения большинства провайдеров облачных услуг, включая Oracle, позволяют комбинировать ресурсы в облаке и в офисе). Но быстрой и триумфальной победы облачного подхода над традиционным ожидать не приходится.

Звучали на Cloud Services Russia 2017 и слова о том, что универсальной схемы использования облаков не существует, и каждой компании предстоит найти свою выигрышную комбинацию. Хотя несколько вариантов применения облачной среды, которые должны быть интересны большинству компаний из всех секторов экономики, участники все же выявили: развертывание тестовых баз данных и сервисов для тестирования, а также бизнес-аналитика (в том числе с применением big data) и Интернет вещей (IoT).

Таким же холодным душем в отношении вещательной технологии Ultra HD (UHD) стали многие выступления участников другой конференции ComNews – ​"Digital TV Russia 2017 – ​Перспективы развития Ultra HD 4K и 8К". Почти все они сошлись во мнении, что UHD еще не имеет коммерческой перспективы – ​в силу того, что оборудование для создания контента сверхвысокой четкости пока существенно дороже, чем для видео в стандартном или HD качестве, а также потому, что для хранения и распространения такого контента требуется больший объем ресурсов. При этом с потребительской точки зрения UHD-контент не имеет принципиального отличия от HD, а многие и вовсе не способны отличить качество картинки в двух этих форматах (в силу физических пределов возможностей человеческого глаза). Управляющий директор ООО "Двадцатый Век Фокс Видеодистрибуция в России и СНГ" (20th Century Fox) Андрей Громковский отметил, что многие вещатели, контент-производители и инвесторы с опаской смотрят на UHD, так как до сих пор не отошли от психологической травмы в связи с 3D TV. Еще несколько лет назад технологию активно продвигали все производители телевизоров и видеооборудования, но в 2016–2017 годах все они последовательно отказались от дальнейших планов развития объемного телевидения.

С трибуны Digital TV Russia 2017 звучали мнения о том, что отдельные вещатели могут найти коммерчески состоятельные форматы применения UHD (например, для трансляции спортивных соревнований), но универсальной технологией, за которую каждый зритель будет готов заплатить дополнительно, она не станет еще очень долго (а то и никогда).

То, что универсальных технологий, востребованных всеми категориями частных и корпоративных пользователей, больше не существует, – ​плохая новость для разработчиков оборудования и решений. Но одновременно это отличная новость для компаний с инновационным подходом: придумав уникальный вариант применения нужного именно им набора технологий, они могут быстро обойти конкурентов. Облака, несомненно, являются платформой для инноваций. Вероятно, и UHD может сослужить службу дальновидным и технически подкованным компаниям.

Журнал "Стандарт" №09 (177) октябрь 2017