© ComNews
13.12.2017

Сразу две крупные российские финансовые организации объявили о проектах в области телемедицины. Так, Сбербанк, онлайн-сервис DocDoc.ru и сеть медицинских центров "Медскан" запустили прототип будущего телемедицинского проекта - информационный киоск "МодульЗдоровья". А "ВТБ Страхование" совместно с сервисом "Онлайн Доктор" (ООО "Мобильные медицинские технологии", ММТ) и розничной сетью "Связной" запустил проект, позволяющий клиентам ретейлера получить бесплатную онлайн-консультацию дежурного терапевта или педиатра.

По словам генерального директора "Медскан" Левана Дзигуа, проект "МодульЗдоровья" (на фото) - уникальный на российском рынке. "Мы не видели подобных модулей в российском исполнении. Однако на Западе такие проекты уже есть", - сказал он.

Директор по развитию проекта "Телемедицина" DocDoc.ru Дмитрий Домарев добавил, что, в отличие от телемедицинских проектов, где предусмотрено только голосовое общение, в "МодулеЗдоровья" есть медицинские приборы. Первый модуль установлен в столичном Agile Home Сбербанка, где и прошла пресс-конференция по случаю запуска модуля. Как сообщил первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис, таких модулей в отделениях Сбербанка уже несколько. Где еще участники проекта установили информационные киоски - корреспонденту ComNews не уточнили.

"МодульЗдоровья" представляет собой кабину, в которой пациент может пройти дистанционное обследование врача. Общение с врачом проходит через видеосвязь. Внутри модуля есть устройство для определения сердечного ритма, четыре электронных микроскопа, которые позволяют доктору дистанционно оценить качество кожного покрова пациента, состояние его глазного яблока и ушной раковины. "Медицинское оборудование, которое расположено в киосках, никакой угрозы для здоровья не представляет, и производители гарантируют, что никакого ущерба быть не может. При этом в кабинках всегда присутствует медсестра", - пояснил Леван Дзигуа.

"Это только прототип, и он будет работать только для сотрудников банка, это будет бесплатно. По итогам пилота мы решим, каким образом дальше это развивать", - сказал Лев Хасис, добавив, что пилотный проект завершится в конце I квартала 2018 г. Говоря о том, какова стоимость модуля, Леван Дзигуа сказал, что сейчас трудно говорить о стоимости проекта. Однако он добавил, что такой прототип стоит очень дорого. В "Медскане" считают, что "если модуль будет масштабироваться", то затраты на его производство существенно снизятся. При этом проект будет доступен не только для Сбербанка, но и для других игроков рынка.

"Мы покажем, как "МодульЗдоровья" будет работать после вступления 1 января 2018 г. федерального закона "О телемедицине". Как только будет принят закон, услуги в кабинке можно будет оказывать за плату", - добавил Леван Дзигуа. "Мы в первую очередь ориентируемся на здоровых людей. Зачастую людям диагностируют заболевания уже на поздних стадиях. Проект позволит оптимизировать время. Достаточно человеку один раз в год пройти минимальный осмотр, чтобы иметь представление о состоянии здоровья", - рассказали в "Медскане".

В разговоре с корреспондентом ComNews Леван Дзигуа отметил, что участие каждой из сторон в проекте было строго регламентировано. "Медскан" разрабатывал дизайн киоска, занимался наполнением его медицинским оборудованием, а также отвечал за каналы связи - прописывал программу, возможности оперативной передачи информации врачу для связи с пациентом. Роль DocDoc.ru заключалась в том, что он стал агрегатором, благодаря усилиям которого участники проекта планируют осуществлять запись пациентов на услуги телемедицины.

"Сейчас мы готовимся заключить ряд стратегических соглашений с лидерами отрасли, которые зафиксируют уникальные условия для пользователей платформы, а также интересы поставщиков решений", - сказал Дмитрий Домарев. По словам представителей "Медскана", Сбербанк - якорь проекта. "Отделения банка присутствуют даже в самых отдаленных регионах страны, и банк обладает опытом по внедрению современных методов диагностики", - заметили в компании.

Управляющий партнер Medme Илья Слуцкий считает, что успешность такой бизнес-модели ("МодульЗдоровья") не доказана. Никто пока не продемонстрировал устойчивый прибыльный рост. "Компании банкротятся, поскольку непонятно, кто будет за это платить. Пациенты не хотят платить за простые ситуации (насморк, кашель), а со сложными они в киоске все равно не разберутся. Для страховых компаний масштаб эффектов не посчитан и не доказан", - высказал точку зрения представитель Medme.

По словам Ильи Слуцкого, есть ряд разработок, которые позволяют значительную часть функциональности киоска просто разместить дома у пациента (cloud dx). И такие проекты тоже играют против киосков. В Medme отметили, что сервис не заинтересован в подобных проектах, так как непонятна их бизнес-модель. При этом в Medme с интересом понаблюдают, что будет получаться у других игроков рынка.

По мнению директора Фонда развития цифровой медицины Института развития Интернета (ИРИ) Екатерины Лобановой, DocDoc.ru, "Медскан" и Сбербанк проделали большую работу. "Стартовавший проект соответствует законопроекту "О телемедицине", вступающему в силу 1 января будущего года. В ИРИ напомнили, что со следующего года врачи официально смогут консультировать пациентов с помощью интернет-коммуникаций. "Однако текущая версия законопроекта четко определяет, что первичный диагноз и врачебные назначения могут происходить только в очной форме. Тогда как повторные визиты, консультации и наблюдения на расстоянии допускаются", - заметила Екатерина Лобанова.

Она рассказала, что варианты различного уровня мобильности медицинских киосков создавались и ранее, в том числе в России. В случае с "МодулемЗдоровья" речь идет скорее не об уникальности, сколько о том, что это первый интеграционный проект, доведенный до реализации. "Качество медицинских услуг неравномерно распределено по территории России. Получить пусть даже дистанционную консультацию от опытного врача из Москвы может быть интересно жителям отдаленных регионов страны. Кроме того, есть предположение, что сервис может быть популярен среди жителей Москвы: ритм большого города заставляет нас оптимизировать время. И если можно получить дистанционную консультацию, не пересекая зачастую половину города, это всегда хорошо", - прокомментировали в ИРИ. Екатерина Лобанова добавила, что закон "О телемедицине" и нормативное поле в этой области будут наполняться, а это значит, что рынок будет расти.

Руководитель проекта "Здоровье. Mail.ru" Евгений Паперный отметил, что законопроект "О телемедицине" запрещает ставить диагнозы на расстоянии. "Лечащий врач пациента может скорректировать лечение, которое он назначил, но сервис как у DocDoc.ru не предусматривает такого рода связи, а если пациент врачу незнаком, то он может только принять решение о необходимости назначения очного приема. Таким образом, суть этих комплексов сводится к записи пациента к коммерческому врачу. Потому что в страховые услуги у нас такие консультации не входят, да и в поликлинике врачи заняты больше чем на 100 процентов, им просто некогда давать онлайн-консультации", - рассказали в Mail.ru Group. Евгений Паперный считает, что вРоссии сейчас "бум" телемедицины, и очень много проектов получают финансирование. До точки безубыточности большинство из них не доживет. "Мы как активные участники цифрового рынка заинтересованы в любом интернет-проекте. В данном случае телемедицинские киоски могут продвигать всю категорию и способствовать диджитализации услуги, поэтому мы только "за", - сказал он.

О новом проекте в области телемедицины вчера объявили также "ВТБ Страхование", сервис дистанционных врачебных консультаций "Онлайн Доктор" и розничная сеть "Связной". Партнеры запустили проект, позволяющий клиентам ретейлера получить бесплатную онлайн-консультацию дежурного терапевта или педиатра. "Чтобы воспользоваться бесплатным сервисом, нужно получить специальный промокод в салонах ретейлера - его выдадут сотрудники магазинов - и ввести его на сайте "Онлайн Доктора" или в приложении сервиса после регистрации. На первом этапе проекта услуга доступна в 121 магазине "Связного". В дальнейшем сервис будет доступен жителям 950 населенных пунктов.

"По нашей статистике, 70% консультаций - повторные, что говорит о готовности клиентов использовать дистанционный формат. Мы хотим снизить медицинское неравенство в стране. По статистике, 80% обращений в наши сервисы - из регионов России", - прокомментировал совладелец компании ММТ и глава проекта "Онлайн Доктор" Денис Юдчиц.

Отметим, что летом этого года компания "АльфаСтрахование Жизнь" совместно с сервисом "Онлайн Доктор" запустила продукт "Крепкое Здоровье". Как сообщали в страховой организации, это первый массовый продукт "АльфаСтрахования Жизнь", который включает в себя неограниченное количество удаленных круглосуточных консультаций врачей-терапевтов. Премиальный вариант страхового продукта включает неограниченное количество удаленных консультаций врача-терапевта по вопросам здоровья, ежегодное обследование организма в соответствии с рекомендациями ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), страховую защиту на случай обнаружения онкологического заболевания с организацией и покрытием расходов на лечение.

Согласно отчету Allied Market Research, мировой рынок mHealth оценивается в $10,5 млрд (данные 2014 г.), и ожидается, что в 2015-2020 гг. он вырастет на 33,5%. Об этом весной этого года на дискуссионной площадке "Делового эксперта" при участии "АльфаСтрахования" рассказал член Экспертного совета по ИКТ Минздрава РФ Борис Зингерман. При этом он отмечал, что основную долю рынка занимают системы мониторинга кровяного давления, устройства контроля сахара в крови и сердечной деятельности.