Вадим Левин: "Наш нейроинструментарий актуален как никогда: за летний сезон 2017 года Голливуд получил самые низкие доходы от кинопроката за последние 30 лет"
25.12.2017

Стартап AndAction!, созданный группой россиян, намерен дать бой таким гигантам, как Netflix и YouTube Red. Компания, используя технологии blockchain и искусственного интеллекта, а также исследования в сфере нейромаркетинга, разработает децентрализованную платформу для финансирования, продюсирования и показа фильмов. По замыслу инициаторов, нейромаркетинг позволит безошибочно выбирать фильмы, которые заинтересуют большое количество людей. Эта тема находится на передовом крае научных исследований в мире: буквально в октябре 2017 года Нобелевскую премию по экономике получил профессор Чикагского университета Ричард Талер за исследования в области поведенческой экономики. В интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику основатель и генеральный директор AndAction! Вадим Левин рассказал о деталях необычного проекта.

- Как появилась идея задействовать нейромаркетинг в сфере кино?

- Наша команда пришла из мира кинопродюсирования: мы имеем 15‑летний опыт работы в России, а также в Германии и США. При этом у нас всегда была идея выхода на рынок контента, и она воплотилась при создании компании NeuroMovies. Руководствуясь рациональными и бизнес-соображениями, мы понимали, что в силу отсутствия конкуренции в этой сфере Россия - ​рискованный рынок. Поэтому было решено создавать компанию в Штатах: с тем, чтобы делать англоязычное кино, предназначенное для всего мира. При этом не хотелось стать одним из тысячи продюсеров, которые завоевывают Голливуд, и я начал искать технологию, которая позволит решить старую международную проблему в сфере кино. Заключается она в том, что продюсер ищет деньги для съемок, убеждает инвесторов, что все будет круто, но достоверно и сам не знает, будет ли так, а до результата, когда фильм увидит и оценит аудитория, проходит слишком много времени. Фокус-группы в этом случае не дают нужной точности - ​хотя бы потому, что их участники обычно мотивированы деньгами и, не задумываясь, дают положительные отзывы об идее будущего фильма.

Еще лет 5‑7 назад я заинтересовался наукой, связанной с изучением реакций головного мозга, и обратил внимание на нейромаркетинг: он используется в рекламе, но я не нашел его применения в кино. За одним, пожалуй, исключением: единожды в Голливуде у зрителей снимали МРТ до и после просмотра фильма, но это оказалось сложным, и реализующая проект команда перешла к электроэнцефалограммам. И у меня возникла идея: сначала попросить людей заполнить анкету, затем проверить их реакции с помощью нейрометодов прямо по ходу просмотра, а потом ​сверить результаты с заполненными анкетами. Я обратился к друзьям в агентство "Нейротренд", и мы вместе на полгода погрузились в изучение. В качестве объекта мы взяли фильмы ужасов: с комедиями это было бы сложнее, поскольку юмор в различных странах разнится, а вот природа страха у всех схожа.

- Исследования проводились в России?

- "Нейротренд" изучила аудиторию в России, США и Китае, отобрав эпизоды из фильмов от Хичкока до новейших картин: их показывали в маленьком зале на пять человек, и на каждом зрителе было закреплено по семь датчиков. Результаты были любопытными: например, в одном зале две девушки закрывали глаза от страха, и там же сидел парень с каменным лицом, при этом датчики показывали, что сердцебиение у парня на 20 % сильнее, чем у девушек. Также мы выяснили, что в фильмах ужасов одна и та же сцена вызывает разные эмоциональные реакции у американцев, китайцев и россиян, и поняли: к базовой драматургии можно точечно добавлять элементы, адресованные конкретной аудитории, что резко снизит объем затрат на приемы, вызывающие определенную эмоцию. Это очень важно для фильмов с малым бюджетом (а мы тогда делали именно такое кино: Vanity Fear, которое вышло в 2017 году). Поработав с учеными-нейроматематиками, мы пришли к матрице жанра ужасов, и это развилось в проект NeuroMovies: мы стали применять эту методологию для работы с разными киножанрами.

Теперь на каждом этапе создания фильма - ​от базовой идеи до финального монтажа - ​мы можем предложить инструмент для понимания того, как и что снимать. На кинорынке в Каннах в 2017 году мы показали такую возможность продюсерам из разных стран: для всех она стала откровением, хотя многие пока относятся к этому как к фантастике. Между тем именно сейчас наш нейроинструментарий актуален как никогда: за летний сезон 2017 года Голливуд получил самые низкие доходы от кинопроката за последние 30 лет (всего $3,95 млрд, хотя еще год назад этот показатель составлял $4,53 млрд). Издержки в кинобизнесе колоссальны, и очевидно, что их срочно нужно сокращать.

- Как вы пришли к идее применения технологии распределенного реестра?

- Blockchain – ​это децентрализованная система, а кино и видео – ​централизованная. Для хранения видеоконтента обычно требуются огромные ресурсы и дата-центры, а наша платформа будет построена на технологии распределенных реестров. За счет децентрализации библиотеки мы достигаем огромной финансовой эффективности: при централизованном хранении приходится задействовать сети доставки контента (CDN) и платить в среднем $50 за 1 Тб. Мы ожидаем, что средний пользователь AndAction! будет выкачивать 50 Гб в месяц, доставка которых будет нам обходиться примерно в $0,2 (так как blockchain позволяет передавать 1 Тб за $3‑5, то есть в 10 и более раз дешевле, чем CDN).

Еще одной технологической особенностью нашей платформы будет то, что для ее обслуживания достаточно небольших серверов (для хранения данных о пользователях) в каждой стране работы.

Также за счет использования blockchain можно совершать прозрачные транзакции - ​в частности, отслеживать цены на билеты в кино и количество проданных билетов в любой момент времени.

И еще один фактор: в Индии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах есть много инвесторов, которые вкладывают средства в первый и одновременно последний фильм, так как не видят отдачи.

Все это привело нас к идее разработать blockchain-платформу, которая обеспечит доставку, распределенное хранение и распространение огромного объема контента, однако в первую очередь она даст возможность кинопроизводителям и инвесторам безошибочно узнавать запросы аудитории (на основе нейроанализа), а зрителям позволит влиять на создаваемый контент. Для построения такой платформы мы создаем компанию AndAction!.

- Как именно зритель сможет влиять на создаваемый контент?

- Наша бизнес-модель основана на эволюции аудитории. В конечном счете мы предложим зрителям роль prosumers (producer + consumer): все меньше людей хочет потреблять унифицированный товар - ​актуален кастомизированный продукт, а в идеале почти каждый зритель хотел бы принять участие в его создании. С точки зрения взаимоотношений режиссера, продюсера и зрителей кино за последние 130 лет не изменилось. Глазами производителей схема такова: "Мы решили тебя развлечь, а ты будь готов за это заплатить". Но с появлением в 2005 году YouTube - ​с контентом, который может генерировать пользователь, - ​в этой схеме возникла первая трещина.

Однако до prosumers зрителей еще нужно вырастить. На первом этапе AndAction! предложит им роль "холодной" аудитории: любой желающий сможет зарегистрироваться на платформе и бесплатно получать определенный объем контента (по сути это демо-версия).

На втором этапе мы предложим больше оригинального и релевантного контента по рекламной модели, причем с формированием набора рекламных роликов персонально для каждого участника (за счет использования нейро- и иных технологий). При этом за просмотр рекламы каждый будет получать плату в криптовалюте (в токенах ACTN, которые эмитирует AndAction!).

Третий уровень мы назвали "подписчик": он дает право голосовать за то, какой контент производить или закупать. На этом уровне будем взимать ежемесячную плату в размере $15, притом что на предыдущем этапе мы позволяем эти деньги заработать (в токенах).

Если подписчик просматривает определенный объем контента, привлекает других участников на платформу и строит собственную киносеть, он переходит на четвертый уровень – ​contributor или "суперзритель". Такой статус обеспечивает тройной кешбэк за все действия на платформе AndAction! и доход от использования платформы как инвестиционного механизма. К слову, это еще и "запасной аэродром" с точки зрения доходов на будущее, когда роботы начнут массово заменять людей на рабочих местах, и последним понадобится искать новые источники получения средств для существования.

- В какие сроки будет запущена платформа? Какие инвестиции вы намерены привлечь?

- В июне 2018 года мы вынесем демо-версию платформы на широкий суд. Альфа-версию, уже на blockchain, с механизмом использования криптовалюты, нейротестами и искусственным интеллектом, запустим в сентябре 2018 года, бета-версию - ​в октябре, а в декабре планируем вывести платформу на полномасштабный коммерческий режим работы.

На декабрь 2017 года назначена продажа токенов ACTN, то есть ICO (initial coin offering). Начальная цена наших токенов привязана к криптовалюте "эфир" (ETH), выпускаемой системой Ethereum: 3 тыс. ACTN приравнены к 1 ETH (в начале ноября 2017 года 1 ETH стоил около $300 - Прим. "Стандарта"). В общей сложности мы эмитируем 1,7 млрд токенов, 71 % которых предполагается реализовать в ходе декабрьской продажи и предпродажи, которая уже идет и представляет собой раунд привлечения частных инвестиций, с минимальной ценой входного билета $25 тыс. и потолком в $1,32 млн (или 4,4 тыс. ETH). Предельный объем привлекаемых средств в ходе декабрьской продажи - ​251,5 тыс. ETH. Основатели компании закрепили за собой 7 % токенов ACTN, и еще 5 % получает команда AndAction!. Минимальная сумма, необходимая для реализации проекта, составляет $15,7 млн.

В силу особенностей регулирования криптовалют мы зарегистрируем компанию AndAction! в Швейцарии (ориентировочно в марте 2018 года), а операционный офис у нее будет в Сан-Франциско. Кроме того, для эмиссии токенов до конца ноября 2017 года откроем компанию на острове Мэн.

В ближайшее время мы начнем работу на 20 крупнейших в мире кинорынках (Россия в этот список, к сожалению, не входит): запустим сообщества продюсеров, инвесторов, зрителей. Используя digital marketing, планируем привлечь тестовую лояльную аудиторию в объеме около 10 тыс. зрителей: с ее помощью (проведя выборочные нейроисследования и опросы) мы поймем, какие фильмы загружать на платформу.

Важным маркетинговым элементом является продюсирование командой AndAction! первого в мире художественного фильма о культовой фигуре мира криптовалют - ​"Сатоши Накамото. Настоящая история биткойна". Его премьера состоится в декабре 2018 года, одновременно с коммерческим запуском платформы AndAction!. Съемки уже идут в Японии, России и США; бюджет фильма составляет $12 млн, для него будут записаны звуковые дорожки на всех основных языках, а распространяться он будет бесплатно на всю мировую аудиторию.

- На какие доходы вы рассчитываете в перспективе?

- Целевым для AndAction! является рынок видео по запросу (VoD). Прогнозируется, что по итогам 2017 года объем этого рынка в мире будет на уровне $16,3 млрд, а в 2020 году он должен достичь $25 млрд (из которых $9,5 млрд будет приходиться на США). Соответственно, основными конкурентами мы видим Netflix, Hulu, iTunes и YouTube Red, а через три года с момента запуска рассчитываем занять 1 % мирового рынка VoD.