главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
26.11.2017

Риск, о котором несколько месяцев назад предупреждал "Стандарт", к сожалению, стал явью. Представители различных отраслей не смогли или не захотели принять участие в работе центров компетенций и рабочих групп (РГ) программы "Цифровая экономика Российской Федерации", которые взялись за разработку трехлетних планов мероприятий. В результате связисты, предоставленные сами себе, породили лоббистский документ исключительно в собственных интересах. А предложения центров компетенций/рабочих групп по трем направлениям программы и вовсе возвращены на доработку как неудовлетворительные. Речь о направлениях "Кадры и образование" (центр компетенций – ​АСИ, руководитель РГ – ​директор "1С"), "Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов" (центры компетенций – ​"Ростех" и "Росатом", руководитель РГ – ​глава РВК) и "Информационная безопасность" (центр компетенций – ​Сбербанк, руководитель РГ – ​гендиректор "ИнфоВотч").

Приняты к рассмотрению планы мероприятий по направлениям "Нормативное регулирование" (центр компетенций – ​Фонд "Сколково", руководитель РГ – ​представитель МТС) и "Информационная инфраструктура" (центр компетенций – ​ПАО "Ростелеком", руководитель РГ – ​представитель "МегаФона"). В частности, последний центр компетенций 27 ноября разместил проект плана мероприятий по развитию информационной инфраструктуры для цифровой экономики на сайте regulation.gov.ru. Дата окончания общественного обсуждения по нему – ​11 декабря 2017 года.

Документ, который выпек "Ростелеком", в первую очередь выражает его собственные интересы. Винить в этом компанию нельзя: ее менеджеры, оказавшись в роли лисы в курятнике, все сделали правильно, постаравшись подгрести под себя как можно больше. Вопрос нужно задавать тем, кто назначил коммерческого игрока, пусть и подконтрольного государству, но действующего на конкурентном рынке, старшим по "курятнику".
В первых же строках плана мероприятий "Ростелеком" в облике центра компетенций предлагает актуализировать список населенных пунктов с численностью населения от 250 до 500 человек для подключения к Интернету. Однако их подключение еще в апреле 2014 года было заказано "Ростелекому" Федеральным агентством связи (Россвязь), заключившим с оператором 10‑летний контракт на сумму 163 млрд рублей. Если на четвертом году выполнения госконтракта у исполнителя возникает столь базовый вопрос как количество населенных пунктов, это, несомненно, должно вызвать реакцию со стороны Россвязи.

Забавно, что в том же проекте плана несколькими десятками строк ниже "Ростелеком" дает ответ на этот вопрос и вписывает в новую программу действия, которые и так обязан выполнить по контракту с Россвязью: в 2018 году оператор намеревается подключить 2672 населенных пункта с количеством жителей 250‑500 человек, в 2019 году – ​1320, а в 2020 – ​1380 (причем "Ростелеком" указывает, что это все населенные пункты такой численности, которые еще не подключены к Интернету).

Точно так же под видом работ по программе "Цифровая экономика" "Ростелеком" пытается провести контракт на подключение к Интернету медицинских организаций, хотя в октябре этого года правительство РФ уже назначило его единственным поставщиком Интернета для государственных и муниципальных медучреждений, а Минкомсвязи заключило с ним первый контракт – ​до конца 2017 года, на сумму 1,93 млрд руб.

Есть в документе и полезные идеи. В частности, в течение 2018 года предлагается разработать и утвердить проект положения о генеральной схеме развития сетей связи РФ на период 2018–2024 гг. Такая генсхема явно навела бы порядок в российских сетях связи, которые в последнее десятилетие развиваются хаотично, и дала бы отечественным производителям волоконно-оптического кабеля и передающего оборудования четкое понимание фронта работ более чем на пятилетку. Но на роль исполнителя этой работы "Ростелеком" предложил сам себя, а это означает, что все может прийти к проталкиванию интересов только этой компании. То, что вместе с тем "Ростелеком" выражает намерение самостоятельно разработать систему оценки основных макроэкономических и социальных эффектов, связанных с реализацией генеральной схемы, еще больше подкрепляет это предположение.
Торчат из проекта плана уши и других структур – ​в частности, Роскосмоса. К примеру, в документ как факт вписано создание глобальной многофункциональной инфокоммуникационной спутниковой системы (ГМИСС), причем заняться этим хочет АО "Российские космические системы", за всю свою историю не сделавшее ни одного спутника. На упомянутые и прочие дела инициаторы проекта плана рассчитывают получить 433 млрд рублей – ​сумму весьма солидную.

Закончить этот текст хочется предостережением из редколонки "Стандарта" почти полугодичной давности: если бизнес (банки, нефтяные компании, ретейлеры и др.) не включится в эту работу, не сформулирует требований к цифровой инфраструктуре и инновационным технологиям, то никакой цифровой экономики в России не появится. Зато государственные компании освоят очередные многомиллиардные бюджеты и отчитаются о работах, оплаченных из кармана других госпрограмм.

Журнал "Стандарт" №11 (178) ноябрь 2017