© ComNews
15.01.2018

ГК "Техносерв" завершила первый этап проекта по внедрению системы виртуальных рабочих мест пользователей по технологии VDI (Virtual Desktop Infrastructure) для Пенсионного фонда РФ (ПФР). В результате 5000 сотрудников клиентской службы ПФР по всей стране уже используют в своей работе новую систему.

Проект реализуется в целях развития автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации (АИС ПФР). АИС ПФР-2 - информационная система нового поколения, предназначенная для учета граждан в системе обязательного пенсионного страхования, организации и ведения сведений о каждом застрахованном лице для реализации его пенсионных прав.

"Текущий проект по внедрению системы VDI - это первый этап масштабного проекта по виртуализации рабочих мест во всех отделениях ПФР России. Сегодня 5000 сотрудников клиентской службы ПФР по всей стране уже используют в своей работе новую систему, и мы с уверенностью можем сказать, что практика ее применения стала успешной. Это подтверждает, что технология может быть постепенно растиражирована на все рабочие места, общее количество которых составляет более 130 тыс.", - сообщил начальник департамента управления инфраструктурой АИС ПФР-2 Павел Хрипунов.

По словам руководителя пресс-службы группы компаний "Техносерв" Екатерины Андреевой, следующий этап проекта уже идет и предусматривает реализацию еще 5000 виртуальных рабочих мест с использованием технологии VDI для ПФР. Этот этап планируется завершить к середине текущего года.

Как уточнила представитель пресс-службы "Техносерва", данный проект - одно из крупнейших внедрений технологии VDI в государственных ведомствах. "Особенностью проекта стало создание гиперконвергентной архитектуры решения с использованием программно определяемой СХД на базе продукта VMware vSAN, что позволило сократить расходы на хранение данных, упростить внедрение и обслуживание решения", - подчеркнул директор по развитию бизнеса компании "Техносерв" Алексей Копейкин.

Он добавил, что "Техносерв" также продумал вопросы информационной безопасности проекта. "В частности, произведена интеграция с такими компонентами систем безопасности заказчика, как средства криптографической защиты, аппаратный модуль доверенной загрузки, система предотвращения утечек (DLP) и антивирусная защита. Кроме того, мы обеспечиваем техническую поддержку созданного решения", - отметил Алексей Копейкин.

"Техносерв" плотно сотрудничает с ПФР уже давно. Как сообщили в компании-интеграторе, в основном взаимодействие лежит в плоскости проектов по технической поддержке и развитию информационных систем, ИКТ-инфраструктуры, общесистемного ПО и информационной безопасности.

Представитель пресс-службы "Техносерва" рассказала корреспонденту ComNews, что решения класса VDI весьма востребованы. В первую очередь они интересны крупным предприятиям с большим количеством сотрудников. "Технология позволяет оптимизировать расходы, повысить управляемость парком рабочих станций, а также существенно снижает ИБ-риски, в частности возможность утечки конфиденциальной информации", - объяснила Екатерина Андреева.

По статистике "Техносерва", в лидерах адептов технологии VDI - компании из банковской сферы, телеком-операторы, государственные предприятия, ретейл, промышленные предприятия.

В отдельный тренд представитель "Техносерва" выделила реализацию проектов VDI как услуги на внешних облачных или выделенных под заказчика ресурсах. Это позволяет существенно экономить вложения в CAPEX, переводя их в OPEX. Кроме того, если это необходимо, заказчик может мигрировать с одной облачной платформы на другую.

Опрошенные корреспондентом ComNews системные интеграторы отметили, что тоже активно внедряют решения класса VDI.

Группа "Астерос" создала виртуализированную платформу в Национальном исследовательском технологическом университете "МИСиС". "Использование средств виртуализации вместе с инструментами защиты персональных данных оптимизирует нагрузку вычислительных мощностей и обеспечивает безопасный доступ преподавателей и студентов к информационным ресурсам вуза", - пояснил ведущий специалист дирекции инфраструктурных и телекоммуникационных решений группы "Астерос" Антон Шумилов.

В 2015 г. компания ООО "Сервионика" (входит в группу компаний "Ай-Теко") выполнила для ГК "Ростех" проект "Услуга 360". Суть его заключалась в построении комплексной централизованной платформы оказания ИТ-услуг на базе платформы виртуализации "РУСТЭК", разработанной "Сервионикой". Одним из внедренных решений была услуга пользовательских рабочих мест. Проект получил большой резонанс на рынке сразу по нескольким причинам: он стал одним из первых в России примеров масштабного применения VDI, использования отечественных разработок (включая облачную платформу) и обеспечения необходимого в силу специфики ГК "Ростех" уровня информационной безопасности, пояснил руководитель направления департамента развития облачных сервисов и продуктов компании "Сервионика" (ГК "АйТеко") Александр Тарасенко.

"Крок" (ЗАО "КРОК инкорпорейтед") реализует подобные проекты как в интересах государственных заказчиков, так и в коммерческом секторе. В их числе - банки, страховые компании, промышленные предприятия, крупные объекты энергетики.

У ГК "Рамакс" есть компетенции как по отдельным компонентам решения, так и в части комплексного создания сервисов на базе VDI для коммерческих организаций, представленных в различных отраслях (от банковской сферы до авиакосмических предприятий).

В целом, как сообщили в пресс-службе компании "Крок", интерес к решениям VDI на рынке постепенно растет. По прогнозам аналитиков, к 2020 г. количество виртуальных рабочих мест во всем мире составит 8%.

Как заметил специалист "Астероса", хотя по стоимости подобные проекты оказываются дороже, чем внедрение традиционных рабочих мест, в перспективе данная технология может снизить затраты на обслуживание инфраструктуры.

По подсчетам "Крока", при использовании решения от трех лет снижение затрат может составить до 40%, в основном за счет оптимизации операционных затрат - времени администрирования, энергопотребления, минимизации времени простоя и расходов на обновление парка ПК и запчасти.

Александр Тарасенко из "Сервионики" считает, что в среднесрочной перспективе компании могут снизить на 20-30% затраты на инфраструктуру в связи с использованием решений VDI. По его словам, это осуществится в основном за счет снижения затрат на обслуживание рабочих мест, увеличения срока службы оборудования (срок службы "тонкого клиента" 5-7 лет, а у обычных АРМ - 3-5 лет, почти в 2 раза ниже).

Руководитель направления R&D "Ланит-Интеграции" (ГК "Ланит") Илья Владимирович не рекомендовал рассматривать экономию на инфраструктуре как цель внедрения VDI. По его словам, в большинстве случаев сэкономить не удастся главным образом из-за солидных капитальных затрат на внедрение. Единственный случай, когда экономия на инфраструктуре будет - это вариант открытия офиса с нуля.

"Экономический эффект VDI в основном лежит в области снижения затрат на поддержку и повышение эффективности бизнеса в целом, и рассматривать внедрение этой технологии лучше в разрезе инвестиций", - посоветовал Илья Владимирович.

При этом он сделал замечание по поводу того, что каждый кейс индивидуален. Он привел пример из своей практики, когда в расчете бизнес-кейса для одной крупной организации на 10 тыс. рабочих мест суммарная экономия после внедрения VDI в горизонте семи лет составила около 500 млн руб.

Как отметил руководитель центра технической поддержки и сопровождения компании "Рамакс Интернейшнл" Сергей Свинарь, VDI разрешает компаниям совершить определенный прорыв в бизнесе, который ранее был недоступен (диверсификация производственных мощностей, виртуальное конструкторское бюро и пр.).

"Достигается данный результат за счет получения прямых и косвенных выгод, связанных с компьютерными системами, которые становятся возможными за счет сокращения издержек на логистику, аренду, обслуживание программно-аппаратных комплексов, затрат на лицензирование, а также темпов и стоимости обновления парка компьютерной техники", - пояснил Сергей Свинарь.

Как заметили в пресс-службе "Крок", VDI используется крупными промышленными предприятиями из-за сложности обслуживания огромных территорий и минимизации сбоев в "агрессивной среде" благодаря использованию тонких клиентов. Решения VDI наиболее востребованы пользователями бизнес-подразделений, которые выполняют повторяющийся и регламентированный перечень задач. Например, сотрудники колл-центров, выездные сотрудники, социальные работники, операторы ввода данных, администраторы, операционисты.