Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Вс, 21.10.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 65.81 EUR 75.32
21 октября 2018 года, Вс
Евгений Чечельницкий, советник генерального директора ОАО "МТТ"

Реформа интерконнекта во многом в руках самих операторов связи

Евгений Чечельницкий,
советник генерального директора ОАО "МТТ"
22.01.2018
Евгений Чечельницкий, советник генерального директора ОАО «МТТ».
Евгений Чечельницкий, советник генерального директора ОАО "МТТ"

Телекоммуникации в России остаются динамично развивающейся отраслью. Мы наблюдаем постоянное внедрение новых технологий, запуск новых услуг и сервисов, появление новых игроков на рынке. Телекоммуникации - инфраструктурная основа для перехода нашей страны к цифровой экономике и область, где сосредоточены и переплетаются различные интересы государства, бизнеса, населения.

Кроме того, телекоммуникации - это сетевая отрасль, где участники являются одновременно и конкурентами на рынке, и партнерами, как в совместном оказании пользователям сетевой услуги так в и противостоянии внешним информационным угрозам.

В настоящий момент начинается активная работа по совершенствованию законодательства в области связи, изменению принципов регулирования отрасли.

В основе государственного регулирования лежит необходимость согласования зачастую разновекторных интересов государства (информационная безопасность, СОРМ, развитие инфраструктуры, пополнение бюджета, социальная защита населения), бизнеса (доступ к ограниченным ресурсам, эффективность инвестиций, стабильность режима регулирования) и потребителей (высокое качество услуг по низким ценам, территориальный охват, широкий выбор поставщиков).

Немаловажной причиной введения механизма государственного регулирования в той или иной сфере является так называемый провал рынка - положение, при котором сами участники не способны на справедливой и недискриминационной основе урегулировать взаимоотношения.

Интерконнект относится как раз к той области телекоммуникаций, в которой периодически возникают "провалы рынка" в виде конфликтов и споров между операторами связи. Новые участники рынка стремятся выйти на сформировавшийся рынок и занять на нем значимую долю, в то время как у традиционных операторов стоят задачи по сохранению своих позиций на рынке и защите инвестиций. Такие конфликты зачастую не могут быть разрешены без государственного вмешательства.

Государство же, стремясь преодолеть рыночную неэффективность, вынуждено в отношении тех операторов, которые владеют существенной, доминирующей частью инфраструктуры, устанавливать определенные требования. Это требования о публичности условий присоединения, о недискриминации как одних участников рынка по отношению к другим, так и по отношению к собственным услугам и подразделениям; требования о прямом или косвенном регулировании цен на интерконнект и доступ к инфраструктуре.

Операторы, которые сейчас в совокупности занимают более 80% рынка, 20 лет назад не занимали на нем и 20%. Если бы государство своевременно не разработало механизмы, обеспечивающие недискриминационный доступ новых участников на рынок, а соответственно, новых технологий и услуг, российские телекоммуникации существенно отставали бы в развитии от своих аналогов. В проигрыше остались бы и экономика, и бюджет, и отрасль, и потребители.

Неэффективность действующего законодательства в области связи проявляется в том числе и в нарастающих проблемах в области интерконнекта и доступа к инфраструктуре. Наиболее заметная проблематика и рыночная неэффективность, которая очевидна для большинства участников рынка, - это превышение цен на интерконнект (оптовых цен) по сравнению с конечными ценами для пользователей услуг связи (розничных цен). Так, например, цены на ключевые услуги доступа к сети операторов "большой тройки" колеблются от 1,35 до 1,85 руб. за 1 минуту. Тогда как исходя из публичной отчетности этих же операторов связи розничная цена 1 минуты соединений составляет 0,85-0,92 руб. за 1 минуту. Таким образом, оптовая цена устанавливается в полтора-два раза выше розничной.

Подобное положение имеет ряд негативных последствий. Во-первых, создаются предпосылки для дискриминации работающих на том же рынке прямых конкурентов по сравнению с собственными услугами и подразделениями. Во-вторых, могут возникать определенные налоговые риски для операторов связи. В-третьих, за счет формируемой таким образом монопольно высокой цены создаются неравные условия на рынке. Наконец, наличие таких технически и экономически необоснованных барьеров формирует у значительного числа участников рынка девиантное поведение в части соблюдения порядка пропуска трафика и необоснованно высокие затраты по борьбе с так называемым фродом.

Ежегодный объем "монопольной ренты" только от услуг доступа к сети (инициирование вызова) нами оценивается в более чем 3 млрд рублей.  

Уверен, что объективный анализ сложившейся ситуации, негативных последствий и оценка риска усиления государственного регулирования в этой сфере позволят операторам связи принять необходимые решения для преодоления сложившейся рыночной неэффективности.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты
Точка зрения

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости