Точка зрения / январь 2018
Реформа интерконнекта во многом в руках самих операторов связи

Евгений Чечельницкий, советник генерального директора ОАО "МТТ"
Евгений Чечельницкий,
советник генерального директора ОАО "МТТ"
22.01.2018

Телекоммуникации в России остаются динамично развивающейся отраслью. Мы наблюдаем постоянное внедрение новых технологий, запуск новых услуг и сервисов, появление новых игроков на рынке. Телекоммуникации - инфраструктурная основа для перехода нашей страны к цифровой экономике и область, где сосредоточены и переплетаются различные интересы государства, бизнеса, населения.

Кроме того, телекоммуникации - это сетевая отрасль, где участники являются одновременно и конкурентами на рынке, и партнерами, как в совместном оказании пользователям сетевой услуги так в и противостоянии внешним информационным угрозам.

В настоящий момент начинается активная работа по совершенствованию законодательства в области связи, изменению принципов регулирования отрасли.

В основе государственного регулирования лежит необходимость согласования зачастую разновекторных интересов государства (информационная безопасность, СОРМ, развитие инфраструктуры, пополнение бюджета, социальная защита населения), бизнеса (доступ к ограниченным ресурсам, эффективность инвестиций, стабильность режима регулирования) и потребителей (высокое качество услуг по низким ценам, территориальный охват, широкий выбор поставщиков).

Немаловажной причиной введения механизма государственного регулирования в той или иной сфере является так называемый провал рынка - положение, при котором сами участники не способны на справедливой и недискриминационной основе урегулировать взаимоотношения.

Интерконнект относится как раз к той области телекоммуникаций, в которой периодически возникают "провалы рынка" в виде конфликтов и споров между операторами связи. Новые участники рынка стремятся выйти на сформировавшийся рынок и занять на нем значимую долю, в то время как у традиционных операторов стоят задачи по сохранению своих позиций на рынке и защите инвестиций. Такие конфликты зачастую не могут быть разрешены без государственного вмешательства.

Государство же, стремясь преодолеть рыночную неэффективность, вынуждено в отношении тех операторов, которые владеют существенной, доминирующей частью инфраструктуры, устанавливать определенные требования. Это требования о публичности условий присоединения, о недискриминации как одних участников рынка по отношению к другим, так и по отношению к собственным услугам и подразделениям; требования о прямом или косвенном регулировании цен на интерконнект и доступ к инфраструктуре.

Операторы, которые сейчас в совокупности занимают более 80% рынка, 20 лет назад не занимали на нем и 20%. Если бы государство своевременно не разработало механизмы, обеспечивающие недискриминационный доступ новых участников на рынок, а соответственно, новых технологий и услуг, российские телекоммуникации существенно отставали бы в развитии от своих аналогов. В проигрыше остались бы и экономика, и бюджет, и отрасль, и потребители.

Неэффективность действующего законодательства в области связи проявляется в том числе и в нарастающих проблемах в области интерконнекта и доступа к инфраструктуре. Наиболее заметная проблематика и рыночная неэффективность, которая очевидна для большинства участников рынка, - это превышение цен на интерконнект (оптовых цен) по сравнению с конечными ценами для пользователей услуг связи (розничных цен). Так, например, цены на ключевые услуги доступа к сети операторов "большой тройки" колеблются от 1,35 до 1,85 руб. за 1 минуту. Тогда как исходя из публичной отчетности этих же операторов связи розничная цена 1 минуты соединений составляет 0,85-0,92 руб. за 1 минуту. Таким образом, оптовая цена устанавливается в полтора-два раза выше розничной.

Подобное положение имеет ряд негативных последствий. Во-первых, создаются предпосылки для дискриминации работающих на том же рынке прямых конкурентов по сравнению с собственными услугами и подразделениями. Во-вторых, могут возникать определенные налоговые риски для операторов связи. В-третьих, за счет формируемой таким образом монопольно высокой цены создаются неравные условия на рынке. Наконец, наличие таких технически и экономически необоснованных барьеров формирует у значительного числа участников рынка девиантное поведение в части соблюдения порядка пропуска трафика и необоснованно высокие затраты по борьбе с так называемым фродом.

Ежегодный объем "монопольной ренты" только от услуг доступа к сети (инициирование вызова) нами оценивается в более чем 3 млрд рублей.  

Уверен, что объективный анализ сложившейся ситуации, негативных последствий и оценка риска усиления государственного регулирования в этой сфере позволят операторам связи принять необходимые решения для преодоления сложившейся рыночной неэффективности.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты