© ComNews
27.02.2018

Бизнес-форум "Телеком российских столиц: ИКТ на службе города" состоялся 21 февраля 2018 г. в Санкт-Петербурге, в отеле Azimut. Участие в мероприятии приняли 230 профессионалов, что оказалось на 30% больше, чем предполагал организатор – информационная группа  COMNEWS.

Участниками форума стали представители правительств и администраций многих городов России, энергосбытовых и иных коммунальных предприятий, производителей электронных приборов учета, региональных и федеральных операторов связи, разработчиков и интеграторов цифровых решений, а также эксперты отрасли, журналисты деловых и отраслевых СМИ.

Генеральным партнером форума "Телеком российских столиц: ИКТ на службе города" выступила компания "МегаФон", Инфраструктурным партнером стала компания "Ростелеком", а партнерами форума - MSK-IX, Группа компаний "Русские Башни" и АО "ЭР-Телеком Холдинг". Спонсорами регистрации выступили Национальный исследовательский институт технологий и связи (НИИТС) и компания VAS Experts (СКАТ DPI), спонсором кофе-пауз был "Комфортел", также мероприятие состоялось при участии ООО "АйСиБиКом" и ООО "ЛайфСтрим" ("Смотрёшка").

Форум прошел при поддержке Клуба ИТ-директоров "я-ИТ-ы" ЦФО, Ассоциации центров мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и единых дежурно-диспетчерских служб (Ассоциация "АМЕДС") и Международной академии связи (МАС).

Форум проводился уже в пятый раз, но в 2018 году он существенно расширил географию (до всех регионов и столиц регионов России). Кроме того, в этом году форум был сфокусирован вокруг тематики "умный город" и посвящен взаимному поиску задач и возможностей тремя сторонами процесса: представителями органов власти крупных российских городов и субъектов Федерации, операторами связи и поставщиками цифровых решений.

Операторские компании позиционировались на форуме не как провайдеры традиционных услуг связи, а как владельцы цифровой инфраструктуры, без которой невозможно создать "умный город". Не случайно директор, СПб ГУП "АТС Смольного" Феликс Касаткин, выступая в пленарной сессии, сравнил цифровые технологии и инфраструктуру с фундаментом дома, без которого он едва ли будет прочным (хотя премии получают архитекторы за внешний облик, а создатели фундамента обычно остаются за кадром).

Форум показал, что вопрос создания "умных городов" в РФ назрел, но пока эта работа находится на ранней стадии. Несколько российских городов буквально в 2017 году создали программы и проектные офисы "Умный город" (среди них – Петербург, Севастополь и Сочи). Генеральный директор ГУП "Центр информационных технологий Республики Татарстан" Алмаз Валиуллин отметил: "Пока упакованного решения "умный город" или "умный регион" у нас нет - проекты в отдельных сферах и городах постепенно собираются в единое решение, которое принесет пользу гражданам". Среди таких проектов Алмаз Валиуллин назвал государственную информационную систему (ГИС) "Народный инспектор" и ГИС "Народный контроль", а также карту жителя.  По его данным, пилотный проект "Карта жителя" власти Татарстана запустили в 100-тысячном Зеленодольске, где уже 50% взрослого населения получило такие карты (на них реализованы медицинские, транспортные и банковские сервисы).

Специальный представитель Губернатора Санкт-Петербурга по вопросам экономического развития и заместитель руководителя проектного офиса "Умный Санкт-Петербург" Анатолий Котов рассказал, что проектный офис создает реестр проектов умного города - базу данных, которая содержит актуальную информацию о перспективных разработках и технологиях в области решения городских задач. Приоритетами проектного офиса "Умный Санкт-Петербург" являются безопасность, повышение качества решений городских властей, здравоохранение, транспорт, ЖКХ и ресурсосбережение. В первую фазу проектов, отобранных офисом, попали 40 инициатив. По словам Анатолия Котова, город готов инвестировать в инфраструктурные проекты, а реализацию остальных увязывает с интересами бизнеса или схемой частно-государственного партнерства.

Представители многих городов и регионов отмечали, что единого понимания того, что такое "Умный город", пока не существует. "В госпрограмме "Цифровая экономика" региональной составляющей фактически нет, и каждый регион, каждый муниципалитет ищет себя", - заявил руководитель Департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий Дюбанов. При этом он заметил, что Новосибирская область стала первопроходцем с России, еще в 2016 г. приняв Программу реиндустриализации областной экономики до 2025 года – а проекты "умный город" исходят уже из этого документа.

Руководитель приоритетного проекта "Умный город Севастополь" Департамента экономического развития города Севастополя Петр Даричев сказал: "Умный город – это новое качество жизни, но общего понимания по этой теме пока не сформировано. Возможно, поэтому Минкомсвязи убрало главу "Умный город" из финальной версии программы "Цифровая экономика".

Руководитель Управления информатизации и связи Администрации города Красноярска Андрей Карасев смотрит на ситуацию оптимистично: "Проекты "умный город" обязательно состоятся, так как идут снизу – их активно инициирует бизнес. Технологии проникают в жизнь, меняют городскую среду, а государство, по сути, догоняет эту ситуацию и пытается возглавить процесс". Андрей Карасев также считает, что "умный город" невозможно создать без коммуникационной инфраструктуры.  Одним из проектов в этом направлении стал "Уличный Wi-Fi", который позволил привлечь восемь Интернет-провайдеров, которые бесплатно для властей и жителей Красноярска предоставляют услуги доступа более чем в 200 общественных местах города. Новой инициативой красноярского Управления информатизации и связи является передачи "последней мили" в жилых домах из зоны ответственности оператора к управляющей компании. Эти шаги стали частью работы, которая вывела Красноярск на пятое место в рейтинге "умных городов" России на основе 26 показателей (после Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга) – это исследование в конце 2017 г. опубликовал НИИТС.

Выступая на форуме "Телеком российских столиц: ИКТ на службе города", коммерческий директор АО "НИИТС" Сергей Тарасиков заявил, что в сфере "умного города" необходима стандартизация – начиная с базовых определений. По его словам, в Росстандарте уже существует рабочая группа по "умному городу", и в течение ближайших нескольких месяцев она должна выдать результат. "Умный город – не самоцель, а инструмент, который поможет городу решить ключевые социально-экономические задачи, – полагает  Сергей Тарасиков. – И прежде, чем писать концепции и стратегии, нужно создать инфраструктуру. Универсального подхода в создании умного города не существует – все города разные, и у каждого свой путь".

Как выяснилось на форуме, и за рубежом в создании "умных городов" есть немало белых пятен и проблем – причем даже в тех мегаполисах, которые аналитики всего мира приводят в качестве модельных примеров. Так, из выступления Манеля Санромы – идеолога и создателя "умного города" в Барселоне, который в 2011-2015 гг. являлся CIO в Городском совете Барселоны, а ныне возглавляет Открытое правительство Каталонии – выяснилось, что новый мэр Ада Колау, пришедшая к власти осенью 2015 г., заморозила почти все элементы "умного города", которые в феврале 2015 г. вывели Барселону на первое место в рейтинге умных городов мира исследовательской компании Juniper Research. Как отметил Манель Санрома, Ада Колау является социалистом, и причиной остановки проекта "умный город" стало то, что предыдущая городская администрация, по ее мнению, "продала город" международным корпорациям. "Сейчас у мэра и чиновников Городского совета Барселоны стало возникать понимание, что "умный город" полезен для жителей, поэтому его пытаются реанимировать. Но больше двух лет, к сожалению, потеряно", - подчеркнул Манель Санрома.

Манель Санрома, идеолог и создатель "умного города" в Барселоне

Пока далек от идеала и проект City Data Exchange Copenhagen, который при запуске в коммерческом режиме в мае 2016 г. позиционировался как первая в мире городская цифровая платформа для обмена данными между муниципальными структурами, бизнесом и гражданами.  Спустя почти два года с момента старта эта городской биржи по обмену данными в Копенгагене платформа способна предоставить лишь исходные ("сырые") данные, которые являются столь разрозненными, что не позволяют даже самостоятельно провести их анализ или обобщение. Как рассказал на форуме в Петербурге Петер Бьерн Ларсен – создатель City Data Exchange Copenhagen, который в 2015-2017 гг. занимал пост ее директора, а в октябре 2017 г. организовал и возглавил компанию Smart City Insights ApS, консультирующую власти Копенгагена, Берлина, Эдинбурга и др. городов – главной причиной неудовлетворительного результата стало то, что многие городские структуры не захотели предоставлять городской бирже по обмену данными информацию. Именно этот факт не позволил обеспечить полноту данных, поэтому и планировавшаяся в City Data Exchange Copenhagen обработка с выдачей аналитических прогнозов на базе механизмов Вig Data так и не началась.

Петер Бьерн Ларсен, создатель City Data Exchange Copenhagen

Форум "Телеком российских столиц: ИКТ на службе города" показал критическую важность обмена мнениями, подходами и лучшими практиками создания "умного города" между различными регионами и городами. Заместитель руководителя проектного офиса "Умный Санкт-Петербург" Анатолий Котов даже предложил создать соответствующую ассоциацию, предварительно обсудив этот вопрос с представителями администраций различных городов России на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ 2018 состоится 24-26 мая).  По этой же причине информационная группа  COMNEWS уже запланировала новый форум по применению цифровых технологий для создания "умного города" и "умного региона" на февраль 2019 г.