Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Сб, 23.06.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 63.24 EUR 73.72
23 июня 2018 года, Сб

Дикие короткие номера

главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
19.03.2018
Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.

Российские операторы "большой четверки" занялись продажей пиратских коротких номеров при молчаливом согласии Минкомсвязи и Россвязи, по сути, взяв полномочия регулирующих органов на себя. Эти короткие номера отсутствуют в плане нумерации РФ и недоступны для звонка со стационарных телефонов, что нарушает целостность национальной сети связи.

Короткие трехзначные номера используются для бесплатных звонков в колл-центры коммерческих компаний или госструктур. В России существуют единичные примеры легальной организации таких номеров, самым ярким из которых является единый номер вызова экстренных служб 112: на него можно позвонить как из мобильной, так и из фиксированной сети.

Однако для бесплатных (с точки зрения звонящего) вызовов в РФ предусмотрены телефонные номера с кодом 8-800. Они используются в стране уже два десятка лет и соответствуют документу "Российская система и план нумерации", который Минкомсвязи утвердило приказом №205 от 25 апреля 2017 года. Позвонить на такой номер можно и с сотового телефона, и с проводного, что уравнивает в правах как абонентов мобильных и фиксированных сетей, так и их операторов. Номера вида 8-800 ХХХ-ХХ-ХХ выделяет Федеральное агентство связи (Россвязь), причем далеко не бесплатно: за каждый такой номер нужно уплатить пошлину в размере 35 тысяч рублей (это зафиксировано в Налоговом кодексе РФ, ст. 333.33, раздел 106, п.1). Телефонные номера с кодом 8-800 на рынке продвигают сотни российских операторов, но первые места по объему бизнеса занимают (в порядке убывания, по данным ComNews Research) "Ростелеком", МТТ, "ВымпелКом", "МегаФон", МТС и ТТК.

Однако сотовые операторы неожиданно пошли по пути, который идет вразрез с российской системой и планом нумерации, а также иными нормативными документами: они стали продавать короткие номера, договариваясь о них исключительно между собой. Самым известным примером является номер 900, который купил Сбербанк - по нему любой сотовый абонент может позвонить в колл-центр этого банка, однако пользователь фиксированной сети (в частности, того же "Ростелекома") такой возможности лишен. Номер 900, как и иные подобные короткие номера, Россвязь не выделяла, а федеральный бюджет не получает за них ни рубля в виде пошлин. Между тем операторы "большой четверки" продают такие номера не менее чем за 1 млн рублей, а цена "красивых" номеров достигает 10 млн рублей.

Трехзначных телефонных номеров, пригодных для коммерческого использования, может быть всего 799 (номера вида 00Х, 0ХХ и 1ХХ заняты под другие задачи), и их довольно быстро раскупили. Поэтому "большая четверка" придумала новый вид коротких номеров - начинающихся со знака "звездочка" (*). Их продажи МТС, "МегаФон", "ВымпелКом" и Tele2 ведут в основном через агента - московское ООО "ГетСтар", принадлежащее кипрскому офшору Yemyem Services Ltd. Продвижением коротких номеров со "звездочкой" занимается и "Манго Телеком". Стоимость номера типа *ХХХ также варьируется от 1 млн до 10 млн рублей (хотя доступны и более дешевые номера с четырьмя цифрами после "звездочки"). И опять же, Россвязь их не выделяла, и позвонить на них с проводного телефона невозможно.

Очевидно, что каждая компания, покупающая номер ХХХ, *ХХХ или *ХХХХ, не легализованный в нормативно-правовой базе РФ, рискует потерять деньги, вложенные в его покупку и маркетинг. В любой момент отраслевой регулятор может "прозреть" и объявить такие номера вне закона, либо Федеральная налоговая служба, постоянно ищущая способы повышения собираемости налогов, сборов и пошлин, поймет, какие огромные деньги проходят мимо бюджета страны. Выступая в конце февраля 2018 года на Научно-техническом свете Россвязи, генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи (АОТС) Сергей Ефимов заявил, что размер пошлины за выделение телефонного номера должен быть пропорционален количеству таких номеров в принципе. Так, если для номеров с кодами 8-800, 8-801, …, 8-809 пошлина составляет 35 тысяч рублей, то для трехзначного номера государственная пошлина должна достигать 35 млн рублей (а для четырехзначного - 3,5 млн рублей).

Единственный аргумент сотовых компаний о легальности коротких номеров - пункт 4.5.1.6 приказа №71 Госкомсвязи России от 20 апреля 1999 года, который гласит: "В пределах федеральной сети подвижной радиотелефонной связи общего пользования допускается наличие групп абонентов, объединенных отдельным планом нумерации". Но задачей того приказа было разделение международного кода "7" между Россией и Казахстаном, к тому же он не был зарегистрирован в Минюсте. Но даже если допустить, что приказ отраслевого регулятора может противоречить нормативным актам более высокого уровня, то "группа абонентов, объединенных отдельным планом нумерации", похожа на офис, в котором у каждого сотрудника есть внутренний телефонный номер. Однако в ситуации с такими номерами, как номер 900 Сбербанка, "группой" абонентов являются все пользователи сотовой связи в России, что явно абсурдно.

В прошедшее воскресенье состоялись выборы президента РФ, следом весьма вероятно назначение нового правительства, и обновленный отраслевой регулятор вполне может начать с наведения порядка с короткими номерами, который пока самовольно регулирует "большая четверка".

Регулятор мог бы пойти по одному из трех - частично пересекающихся - путей. Первый - самый простой: запретить использование нелегитимных коротких номеров и, следом, начать отраслевое обсуждение способа их легализации (например, на площадке рабочей группы "Связь и ИТ" Открытого правительства).

Второй, менее радикальный, вариант: зафиксировать переходный период, в течение которого уже проданные короткие номера продолжат работу, но не позднее окончания этого срока прописать порядок использования короткой нумерации в отраслевых нормативно-правовых актах. При этом, в силу явной ограниченности этого ресурса, он должен выноситься на конкурс (предпочтительнее всего - на аукцион, как с недавних пор - радиочастоты). В этом варианте федеральный бюджет пополнится новым источником средств.

И третий вариант - уравнять с законодательной точки зрения все коды доступа к услугам электросвязи (КДУ). К примеру, размер пошлины за выделение любого короткого номера может быть приведен к величине пошлины за выдачу номера 8-800 (ныне, напомню, она составляет 35 тысяч рублей). При этом все КДУ, независимо от их вида и длины, обязаны быть сквозными: возможность звонка на них должен иметь абонент как мобильной, так и фиксированной сети. Ведь основополагающее требование целостности сети связи общего пользования в России никто не отменял. Для того чтобы звонки на любые короткие номера свободно проходили и с сотовых, и с проводных телефонов, операторы фиксированной и подвижной связи могли бы сформировать саморегулируемую организацию (СРО) и управлять данным сектором рынка самостоятельно.

Хочется верить, что отраслевой регулятор (если верить слухам - в обновленном составе) займется возвращением дикого рынка коротких номеров в правовое русло в числе первоочередных задач. Иначе придется признать, что он не особо и нужен - если "большая четверка" сама легко регулирует целый сектор рынка, причем "по праву сильного", диктуя условия всем остальным его участникам.

Редколонка
Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.
Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.
РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости