Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Пн, 18.06.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 62.69 EUR 72.53
18 июня 2018 года, Пн

Время экосистем

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
09.04.2018
Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.

Крупные российские операторы связи, в частности операторы "большой четверки", уже не первый год занимаются реализацией новых стратегий, суть которых заключается в том, чтобы выйти за пределы телеком-рынка и активнее работать на рынках смежных, а то и вовсе изначально для себя не характерных. Смысл такого движения понятен: каждый из операторов в идеале желает создать экосистему услуг, окружить абонента сервисами как из области телекома, так и не относящимися к телекому услугами, которые предоставляет либо сам, либо в партнерстве. На этих "внешних" для телекома рынках, однако, операторам предстоит соперничать не только друг с другом и профильными игроками, но и еще с одной категорией компаний, также нацеленных на создание экосистемы, - банками.

Операторы "большой четверки" уже проделали значительный путь к тому, чтобы стать как минимум ИКТ-компаниями широкого профиля. Например, МТС, "МегаФон" или "Ростелеком" активно предлагают всевозможные облачные решения.

Активность проявляют операторы и на относительно новых рынках, связанных с ИКТ. К примеру, с недавних пор они начали запускать комплексные решения для торговой деятельности в соответствии с требованиями закона №54-ФЗ (закон об онлайн-кассах). На минувшей неделе такие продукты начал реализовывать "МегаФон" в партнерстве с производителем контрольно-кассовой техники "Атол" и оператором фискальных данных OFD.ru. Чуть ранее аналогичный продукт предложила МТС: разработчиком облачного ПО для решения по онлайн-кассам стало ООО "Облачный Ритейл" (торговая марка LiteBox, контрольный пакет акций компании принадлежит МТС), а оператором фискальных данных является "Энвижн Груп" (дочерняя компания МТС).

В некоторых случаях операторы и вовсе стремятся выйти за пределы отрасли ИКТ. Например, банковские карты и финансовые услуги от операторов связи (реализуемые как в партнерстве со сторонними компаниями, так и совместно с собственными "дочками") - это уже устоявшаяся реальность.     

Еще один пример нацеленности на "внешние" для операторов рынки: на прошлой неделе "МегаФон" заявил о выходе на московский рынок услуг онлайн-заказа такси. Через дочернее АО "МегаЛабс" "МегаФон" инвестирует в ООО "Сити-Мобил" - компанию по заказу такси через мобильное приложение, веб-сайт или оператора. В "Сити-Мобил" вкладывается и "дочка" "МегаФона" - Mail.Ru Group.

Примечательно, что ранее с "Сити-Мобил" сотрудничала МТС. С конца октября 2017 года этот оператор пытался развивать на его основе собственный сервис "МТС Такси". Пользователь мог расплатиться за поездку бонусными баллами МТС, наличными или с помощью банковской карты. Пилотный проект МТС завершил работу 5 апреля, но дальше пилота дело не пошло.

Кроме того, операторы связи активно ищут новые пути развития розничных сетей, в том числе и за счет расширения линейки товаров и спектра услуг. Например, как ранее сообщало издание "КоммерсантЪ" со ссылкой на слова исполнительного вице-президента по развитию массового рынка ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Марека Слачика, "ВымпелКом" запустил программу обновления ретейла, в соответствии с которой в салонах "Билайна" появятся отделения банков и банкоматы, кофейни и туристические агентства. Компания рассчитывает, что продажа партнерских услуг увеличит клиентский трафик. Кстати, проект по организации салонов связи совместно с кофейнями есть и у Tele2.

Эти примеры - только малая часть того, чем отметились операторы "большой четверки" в стремлении диверсифицировать бизнес и перейти на внешние для себя рынки. Все они свидетельствуют об одном - стремлении операторов создать экосистему услуг, окружить абонента сервисами как из области телекома, так и не относящимися к телекому.

В идеале чего бы ни захотел абонент - он должен это получить либо от самого оператора, либо через сервисы его партнеров и дочерних компаний. Создание экосистемы - верный путь к тому, чтобы абонент оставался с оператором надолго и платил больше (прямо или косвенно).

В то время как операторы вкладываются в сервисы заказа такси, организуют кофейни в салонах связи и косвенно владеют компаниями по доставке готовой еды (например, компанией Delivery Club владеет Mail.Ru Group - "дочка" "МегаФона"), есть еще одна категория организаций, которые становятся ИКТ-компаниями широкого профиля, - это банки. Ярким примером этого процесса и самым активным игроком в нем является Сбербанк.

Этот банк уже сложно назвать просто финансовой организацией. Сбербанк взял курс на построение цифровой экосистемы и за последние годы сделал для этого немало. Недавним примером стал выход Сбербанка на рынок облачных услуг. Совместно с системным интегратором "АйТеко" банк создает облачную платформу SberCloud. Она будет предоставлять облачные решения как для Сбербанка и его партнеров, так и для внешних клиентов. SberCloud предложит облачные решения по моделям IaaS (Infrastructure as a Service), PaaS (Platform as a Service) и SaaS (Software as a Service). При этом инфраструктура разместится в ЦОДах обоих партнеров.

Кроме того, на прошлой неделе Сбербанк приобрел мажоритарную долю в ООО "Диалог" - разработчике корпоративного мессенджера dialog enterprise. Это только недавние примеры и малая часть того, чем отметился Сбербанк на рынке ИКТ, где он действует широким фронтом, реализуя различные проекты - от создания федерального телемедицинского маркетплейса на базе онлайн-сервиса DocDoc (входит в группу "Сбербанк") до запуска собственного MVNO "Сбербанк-Телеком".

Рынки банковских услуг и рынок услуг связи имеют несколько схожих аспектов. И там, и здесь у игроков есть прямой доступ к большой клиентской базе, а также наблюдается высокая конкуренция между несколькими схожими игроками. Это ведет к тому, что и банки, и операторы вынуждены идти в смежные или новые для себя сегменты. А целью и тех, и других - в конечном счете - является создание цифровой экосистемы.

Наконец еще одна важная схожесть финансового и телекоммуникационного рынков заключается в том, что банки, как и операторы связи, не стесняются перенимать у конкурентов лучшие и наиболее успешные практики, выходить на рынки, где их коллеги по цеху уже показали успешно работающие примеры. Да, Сбербанк активнее других банков превращается в ИКТ-компанию широкого профиля, но это значит лишь то, что завтра в этот сегмент еще активнее пойдут его конкуренты. И операторам связи при создании своих экосистем явно предстоит соперничать не только друг с другом и профильными игроками тех рынков, на которые они выходят, но и с банками, также нацеленными на создание экосистем.

Редколонка
Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.
Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.
РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости