Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Пт, 16.11.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 66.62 EUR 75.54
16 ноября 2018 года, Пт

"Инфраструктурный паровоз" сетей 5G

© ComNews
31.05.2018

Помимо очевидной экономии средств операторов на развертывание сетей связи пятого поколения (5G) единый инфраструктурный оператор может стать "инфраструктурным паровозом" для решения нормативно-правовых вопросов и прояснения ситуации с распределением частот. Такие предположения высказывают крупные вендоры. Одним из минусов они называют меньшее количество возможностей для реализации оборудования. Сами же операторы, как европейские, японские, так и российские видят в едином инфраструктурном операторе негатив, который в первую очередь из-за отсутствия конкуренции повлияет на качество услуг связи пятого поколения.

С внедрением сетей стандарта 5G количество базовых станций, которые придется построить операторам, резко возрастет. Это означает и покупку этих базовых станций, и аренду мест на крышах и иных объектах для их установки. Отчасти поэтому в мире и в России стали появляться идеи создания единого инфраструктурного оператора для того, чтобы другие операторы связи могли сэкономить на инфраструктуре.

В прошлом году ПАО "Ростелеком" предложило себя в качестве единого инфраструктурного оператора (см. интервью ComNews от 24 июля 2017 г.). Однако компания пошла дальше и хочет стать единым инфраструктурным оператором, включая получение частот.

На круглом столе ComNews в рамках Х Международного бизнес-форума "Wireless Russia & CIS Forum: LTE, 5G & Beyond - рынок мобильной связи в эпоху запуска сетей пятого поколения и масштабного расширения Интернета вещей (IoT)" представители операторов связи и крупных вендоров рассуждали на тему того, к чему может привести отрасль создание единого инфраструктурного оператора сети связи пятого поколения. Имеет ли право на жизнь идея единого инфраструктурного оператора 5G в принципе и в России в частности.

Директор департамента сети радиодоступа ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Ольга Рамина обратила внимание на мировой опыт по созданию единого инфраструктурного оператора. По ее словам, как в мире, так и в Европе наблюдается мало успешных подобных проектов. Например, Украина, пытаясь по такому сценарию запускать сети 3G, в конце концов отказалась от этой идеи.

Кроме того, Ольга Рамина полагает, что развитие стандарта 5G будет эволюционно-поступательным и сети четвертого поколения еще не исчерпали свои возможности. "На сетях 4G мы можем запускать технологии, свойственные 5G. Поэтому очевидно, что для запуска сетей 5G потребуется достаточно глубокая интеграция с существующими 4G-сетями, что для единого инфраструктурного оператора будет проблематично", - поясняет представитель МТС. Кроме того, по ее мнению, существуют риски в области развертывания и надежности такой сети, не говоря о конкурентном развитии услуг 5G.

Директор белорусского оператора Velcom Кристиан Лаке сообщил, что единый оператор в Белоруссии (в стране работает инфраструктурный оператор 4G) обеспечивает покрытие чуть больше 2% территории страны и действует очень медленно и без мотивации. Отсутствие мотивации, по словам Кристиана Лаке, объясняется отсутствием конкуренции на рынке. При этом представитель Velcom придерживается позиции, что запрещать полностью совместные инфраструктурные проекты нельзя.

Вице-президент, управляющий директор 5G-лаборатории компании NTT DOCOMO Такехиро Накамура отметил, что в Японии такая схема (единого инфраструктурного оператора) не распространена. Абоненты ждут от оператора превосходного качества работ сети, как с точки зрения скорости передачи данных, так и с точки зрения покрытия, что укладывается в рамки конкурентной борьбы. Поэтому совместных усилий по созданию единого оператора игроки отрасли не предпринимают.

Однако Такехиро Накамура затруднился давать прогнозы по тому, что будет происходить с 5G/IMT-2020. "Есть ощущение, что потребуется гораздо большее число станций в достаточно высоких частях спектра. В целом такое сотрудничество представляется разумным. При этом таких планов у нас пока нет. Мы собираемся все строить самостоятельно", - сказал он.

Ведущий эксперт мобильного ШПД "Huawei Россия" Дмитрий Конарев обозначил плюсы и минусы инфраструктурного оператора. Он подчеркнул, что для Huawei как для вендора весомее минусы. В первую очередь из-за меньших возможностей для реализации оборудования. Кроме того, из-за отсутствия конкуренции пострадает качество сети пятого поколения. Преимуществом же является возможность задействовать эффективный административный аппарат. Во-первых, это позволит гораздо быстрее решать вопросы при развертывании сетей связи. Во-вторых, лучше строить единую сеть, чем "разные кусочки, которые будут повторять друг друга".

Дмитрий Конарев сослался на оценки ведущих аналитиков, согласно которым до 40% сетей пятого поколения будут использовать инфраструктуру инфраструктурного оператора и расшариваться между другими операторами. По его мнению, от такого развития событий не уйти. Он ожидает двух сценариев работы сетей пятого поколения.

Вице-президент региона Восточная Европа и Средняя Азия компании Ericsson Анатолий Ильяич назвал очевидным плюсом то, что одну инфраструктуру строить дешевле, чем несколько. Но у этой истории есть ряд минусов. Например, как говорилось выше, сети 5G будут построены в координации с сетями 4G. "Для определенных use cases будет важным и критическим интеграция несущих с LTE в более низких диапазонах. Без этого ряд use cases невозможно будет реализовать", - сказал он.

Генеральный директор "Nokia Россия" Михаил Райскин полагает, что теоритически использование административного ресурса "Ростелекомом" поможет пройти через все нормативно-правовые препоны. Это также поможет большему пониманию того, что происходит с частотами. По сути, быть так называемым инфраструктурным паровозом. Кроме того, Михаил Райскин считает вполне логичным то, что разные операторы будут реализовывать свои стратегии, которым нужно давать шанс.

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости