Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Пт, 19.10.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 65.72 EUR 75.57
19 октября 2018 года, Пт
Светлана Савельева, руководитель департамента развития отраслевой экспертизы группы компаний Softline

Сильное звено: кто такие CDO и как с ними работать ИТ-консультантам

Светлана Савельева,
руководитель департамента развития отраслевой экспертизы группы компаний Softline
© ComNews
23.07.2018
Светлана Савельева, руководитель департамента развития отраслевой экспертизы группы компаний Softline
Светлана Савельева, руководитель департамента развития отраслевой экспертизы группы компаний Softline

Цифровая трансформация особенно беспощадна к российским компаниям: они испытывают двойной прессинг. С одной стороны, на них давит общемировой тренд, связанный с цифровизацией абсолютно всех сфер жизни предприятий. С другой - в трансформации отечественной экономики заинтересовано государство. Самое красноречивое тому подтверждение - недавняя конференция ЦИПР, посвященная ИТ в промышленности. Она прошла при поддержке администрации президента РФ, Минпромторга, Минкомсвязи и Минэкономразвития. Для российских предприятий это сигнал, что главы профильных министерств и высшие руководители страны в целом в курсе про цифровую трансформацию и будут принимать меры по отношению к тем предприятиям, которые по каким-то причинам не спешат меняться.

Чтобы не оказаться в числе "неуспевающих", крупные производственные структуры - пока государственные - учреждают позицию chief data officer, или CDO. Вместе с тем задачи новой категории корпоративных чиновников существенно шире, чем успешный перевод компаний в статус цифрового предприятия. Фактически CDO станут главными в компаниях, пусть не по статусу (кто главнее - CEO, CIO или CDO - тема отдельной колонки), но уж точно по степени влиятельности на конечный продукт и на взаимоотношения компаний и с заказчиками.

Всемогущий диджитал

Давайте разберемся. Практически все процессы и функции современного предприятия стремительно переходят в цифровой вид. Обновляя, скажем, станочный парк или производственную линию, конкретный завод после настройки и запуска в эксплуатацию нового оборудования вынужден иметь дело с Интернетом вещей - просто потому, что иначе уже нельзя. Например, компании, которые выпускают оборудование для энергетики, производят его с применением подходов smart grid, характерных для умных сетей электроснабжения. Уже сейчас энергетики движутся к тому, что инфраструктура датчиков будет собирать данные на всех этапах. Скажем, выгода от новаций, связанных с Интернетом вещей в контексте эксплуатации газовых турбин только одного производителя - корпорации General Electric, оценивается в $100 млрд. Металлурги научились прогнозировать качество сплавов на основе множества параметров технологического процесса. Производители металлопроката используют Интернет вещей для контроля графиков ремонта производственных линий и для надзора за его качеством.

В "цифру" стремительно переходит HR-составляющая: крупный ретейлер наладил массовый рекрутинг персонала супермаркетов, оцифровав профили кассиров и сотрудников торгового зала и наладив эффективную автоматизированную селекцию интересных для себя кандидатов. Финансовая компания пользуется платформой Mirapolis для автоматизации практически всей совокупности HR-процессов - от рекрутинга, найма и развития специалистов до начисления премий. Данные о том, как работают сотрудники, какие задачи они решают - это ценный ресурс в руках умелого HR-специалиста. В компании Deloitte подсчитали, что HR-профессионалы в 60% компаний во всем мире так или иначе используют инструментарий больших данных в повседневной работе. А третья компания вовсе доверяет адаптацию новичков чат-ботам. Боту всегда можно задать вопрос об особенностях организационной структуры предприятия, он поможет найти необходимые страницы на корпоративном портале, подготовит новичка к внутреннему экзамену на знание базовых бизнес-процессов организации, а также сообщит HR-специалисту о вероятных сложностях и проблемах, с которыми новый сотрудник столкнулся в процессе адаптации.

Проблема в том, что до недавнего времени в структуре компаний не было звена, которое объединяло бы все собранные данные и использовало бы их в принятии стратегических решений. И ведомство CDO, которые появляются в составе в том числе и российских компаний, возьмет эту функцию на себя. Для ИТ-консультантов, которые пытались выйти за рамки взаимодействия только с дирекцией по информационным технологиям заказчика и перестраивали работу с ориентиром на CxO (где x - это любая буква от marketing, finance, technology и т.д.), предстоит начинать все заново - к CDO нужен совсем другой подход.

Сильное звено

Поскольку ведомство Chief Data Officer консолидирует накопленные данные всех структурных подразделений, оно сосредоточится на трех основных направлениях. Во-первых, от CDO ждут новых смыслов - это тот специалист, который соединит цифровой и физический миры и предложит новые бизнес-модели, сервисы и продукты, которые появятся на этом стыке. Во-вторых, статус властелина всех данных на предприятии позволит CDO построить цифровую модель производства и компании в целом со всем многообразием бизнес-процессов, выявить слабые места и предложить способы, как эти слабые места устранить. В-третьих, CDO будет конструировать новые цепочки доставки важной с точки зрения потребителя ценности в продукте в каждый из аспектов функционирования предприятия. И речь идет не только о разработке идеального продукта или услуги, его производстве и доставке, но и о таких неочевидных вещах, как модель потребления, форма оплаты и др. Очевидно, что "приземление" ценностей - тот процесс, в ходе которого CDO придет практически во все структурные подразделения предприятия и предложит необходимые изменения.

Собирает и властвует

Преобразования, в которых задействован Chief Data Officer, предполагает немедленное реагирование. У CDO нет времени создавать идеальные решения, которые будут инструментами для осуществления изменений внутри своей компании, поэтому с высокой долей вероятности он будет ориентирован на покупку компетенций на внешнем рынке. Это делает его идеальным, но в то же время беспрецедентно требовательным бизнес-заказчиком с точки зрения ИТ-консультанта, готового эти компетенции предложить. Компаниям, которые намерены плотно работать с CDO, предстоит постоянно доказывать, что их экспертиза достаточна для задач заказчика. Доказать это на начальном этапе сотрудничества можно только одним способом - предложив максимально подробный сценарий достижения желаемого результата, который базировался бы на опыте самого консультанта либо на известных кейсах западных компаний. Беседуя с CDO, мы в Softline ссылаемся на результаты собственных проектов либо на опыт наших коллег по международным альянсам, где есть большие проекты цифровой трансформации.

В контексте работы с Chief Data Officer роль ИТ-консультанта также изменится: консультант примерит на себя статус субъекта, который фокусируется на research & adaptation, то есть на поисках технологий и на успешной адаптации этих технологий под нужды заказчика. R&A станет одной из ключевых компетенций подрядчиков, которые работают с CDO. Посмотрите на количество хакатонов, которые проводят крупнейшие ИТ-компании, банки и даже предприятия, достаточно далекие от ИТ (те же ретейлеры). Для них это пусть и недешевый, но все еще очень действенный способ поиска и сбора не только новых идей, но и прототипов в виде MVP (minimal viable product). Из этих идей и продуктов, словно из кубиков, ИТ-консультанты будут собирать - и уже собирают - сервисы, способные решить проблемы CDO.

Институт CDO со временем каскадируется с компаний с госучастием на частные предприятия. Однако тот факт, что Chief Data Officer буквально на горизонте 6-12 месяцев появится в каждой крупной российской корпорации, дает ИТ-консультантам шанс на убедительный старт взаимодействия с ними: российская экономика государственная на 80%. Главное теперь - этот старт не провалить. Мяч на стороне ИТ-консультантов.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты
Точка зрения

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости