Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Пн, 22.10.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 65.81 EUR 75.32
22 октября 2018 года, Пн
Илья Симонов, директор Центра виртуальной реальности ЗАО "КРОК Инкорпорейтед"

VR и AR, и где они обитают

© ComNews
09.08.2018
Илья Симонов, директор Центра виртуальной реальности ЗАО "КРОК Инкорпорейтед"
Илья Симонов, директор Центра виртуальной реальности ЗАО "КРОК Инкорпорейтед"

Какие из продуктов с использованием стека технологий виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) пользуются наибольшим спросом в России, в каких отраслях промышленности могут использоваться решения AR/VR и где существуют барьеры для их развития корреспонденту ComNews рассказал директор Центра виртуальной реальности ЗАО "КРОК Инкорпорейтед" ("Крок") Илья Симонов.

- В каких отраслях российской экономики уже внедряются решения с использованием стека технологий виртуальной и дополненной реальности? В каких процессах они применяются?

- В промышленности VR применяется практически на всем жизненном цикле изделий. Например, появляются решения, которые объединяют удаленные офисы в виртуальном пространстве, и конструкторы могут совместно согласовать проект на основе 3D-модели. 

Виртуальная реальность полезна при обучении производственного персонала сложным технологическим процессам и операциям. На предприятиях уже есть обучающие проекты, которые разработаны на основе 3D-графики. Как правило, это ситуации или процессы, которые практически нельзя воспроизвести в реальной жизни или затраты на их симуляцию крайне высоки. Здесь VR-инструменты необходимы для сценариев, которые требуют максимального вовлечения обучаемого в процесс или командное взаимодействие. С их помощью можно проанализировать действия сотрудников и обеспечить контроль остаточных знаний, а также оказать эмоциональное воздействие. Это особенно важно в обучении аспектам производственной безопасности.

Приложения виртуальной и дополненной реальности стали шире использоваться в маркетинге для продвижения продукции и услуг, например, в ретейле или корпоративных продажах. В этом случае VR или AR позволяют продемонстрировать товар, которого пока нет: показать его преимущества и выделиться за счет нового опыта восприятия клиентом.

- Клиентам из каких отраслей российской экономики потенциально могут быть интересны проекты с использованием AR/VR-технологий?

- Во многом ответ на этот вопрос зависит от задачи, которую должны решать технологии VR или AR в том или ином бизнесе. На первый взгляд в банках применение 3D-графики не лежит на поверхности. На деле в финансовом секторе уже есть реальные кейсы использования симуляторов с 3D в обучении сотрудников эмпатии и тактичному общению с клиентами.

Или, наоборот, сложно представить согласование технологичного проекта или идеи без визуализации. Но пока спрос на VR-решения для этого только формируется. Больше всего интересуются виртуальной реальностью промышленные предприятия, которые проходят цифровую трансформацию. В первую очередь, это крупнейшие игроки нефтегазового сектора и нефтехимические компании. Они первыми ощутили ценность VR для оптимизации производственных цепочек и обучения персонала.

- Что сподвигло компанию КРОК создавать отдельное направление по технологиям виртуальной и дополненной реальности?

- Мы видим нашу роль как технологического партнера для заказчиков. Мы сотрудничаем с командой клиента на каждом этапе работы и детально погружаемся в бизнес. Чтобы понять ценность VR для предприятий мы должны глубоко изучить всю цепочку технологических процессов или сам продукт. Без этих компетенций просто невозможно выстроить эффективную работу с заказчиками.

Интерес к VR-технологиям со стороны представителей бизнеса начал формироваться в 2013 году. При этом оборудование и технологии стали доступнее. Поэтому тогда же мы приняли решение создать выделенный центр компетенций, который станет хабом технологий и лучших практик индустрии. Это повлекло за собой существенные инвестиции в оснащение демо-центра и инфраструктуру. В перспективе пяти лет Центр виртуальной реальности вышел на окупаемость.

- Какие продукты компания КРОК предлагает своим клиентам в области AR/VR-технологий?

- В Центре виртуальной реальности мы разрабатываем продукты для обучения персонала (Serious games), промышленного и строительного проектирования, включая визуализацию для задач BIM (Building Information Modelling). Наряду с этим мы разрабатываем решения для демонстрации товаров и промышленного оборудования в формате AR-приложений и с помощью столов виртуальной голографии.  Например, в одном из таких проектов мы разработали AR-приложение для компании DeLaval (шведская компания DeLaval является одним из крупнейших в мире производителей оборудования для автоматизированного доения, кормораздачи и др. – прим. СomNews), которое способно показать работу целой автоматизированной фермы на выставке или встрече с агроинвестором.

В качестве консультантов мы проектируем варианты корпоративной VR-Ready архитектуры, разрабатываем методологии и просчитываем оснащение центров виртуальной реальности. При этом мы ориентируемся на синергетический эффект от классической экспертизы "Крок" в вычислительных системах и VR. Например, в промышленном проектировании для работы VR-технологий требуется дополнение стандартных ЦОД графическими серверами, которые обеспечивают высокопроизводительные удаленные вычисления для систем виртуальной реальности. И для заказчиков мы делаем такие проекты.

В 2016 году мы выделили в отдельный технологический стек VR-решения для Индустрии 4.0, понимая, что цифровая трансформация на производстве ведет к созданию кросс-технологических проектов. И это не только экспертиза по комплексной оцифровке промышленных объектов и операций - "цифровое производство", но и инструменты для визуализации информации поступающей от датчиков и сенсоров.

Одно из новых решений, спрос на которое вырастет в ближайшие два года – виртуальный ассистент для промышленного применения. С его помощью ассистент через специальные VR-очки может проследить за действиями оператора и подсказать, как действовать при работе с оборудованием. При этом один человек находится непосредственно на объекте, а другой работает удаленно.

- Какие из подобных решений пользуются наибольшим спросом? Почему?

- Среди наших заказчиков мы видим стабильный спрос на маркетинговый VR как самый простой в технической реализации продукт. Увеличивается спрос на продукты стека "цифровое производство", включая обучение персонала действиям в нештатных ситуациях - решения Health&Safety.

Некоторые из предприятий пошли еще дальше, создавая выделенные центры цифровых компетенций. Мы помогаем им, предоставляя технические консультации и необходимую инфраструктуру. В частности, машиностроительные заводы и конструкторские бюро могут воспользоваться компетенциями "Крок" при адаптации инфраструктуры к работе с графическими данными без задержек. Используя технологии VDI можно безопасно работать с 3D-моделями непосредственно на рабочих местах. Более глубоко погрузиться в детали и осмотреть модель в полном масштабе можно с помощью профессиональных систем визуализации. А производительное "железо" для этих задач можно получить по модели Hardware as a Service. 

- Какова ваша стратегия по развитию промышленного применения VR в бизнесе корпоративных заказчиков?

- Сейчас мы работаем с различными отраслями экономики. Мы анализируем реальные потребности и готовим совместные аналитические продукты с целью конкретизации задач и ожиданий от внедрения VR. С кем-то из заказчиков мы находимся на этапе оценки эффективности перехода к AR- и VR-инструментам на производстве. Чтобы правильно подобрать технологическое решение, наша команда использует целый набор методологий — поиск проблемных областей, клиентоориентированную разработку (CustDev), быстрое тестирование гипотез, создание прототипов и MVP (Minimum valuable product).

- На рынках каких стран в области AR/VR-технологий вы работаете?  Какие рынки для вас потенциально интересны?

- Мы не ограничиваемся только работой с российскими компаниями и заинтересованы в развитии международного сотрудничества. Сейчас мы работаем с партнерами из стран Персидского залива и ориентированы на европейские рынки.

Одним из перспективных направлений для нас стало цифровое культурное наследие, и мы предлагаем ведущим музеям России и мира компетенции по созданию цифровых копий культурных ценностей.

- Каковы драйверы и барьеры для российского бизнеса при использовании стека AR/VR-технологий?

- С одной стороны, подход исполнителей проектов стал более предметным, вырос уровень погружения в бизнес клиента. С другой стороны, по мере углубление цифровой трансформации, заказчики стали лучше разбираться в технологиях и формулировать качественные запросы. Безусловно, это вывело взаимное понимание эффективности на качественно новый уровень, а само взаимодействие с рынком приобрело новые формы.

Один из барьеров заключается в том, что для применения новых технологий на предприятиях и в компаниях, там должна быть создана необходимая инфраструктура. Речь об устройствах, беспроводной связи, графических серверах и остальных составляющих технологической экосистемы. Это технически сложный и требующий инвестиций процесс цифровизации, который нужно пройти.

Подготовка кадров – еще один значимый сдерживающий фактор, так как специалистов с компетенциями в области VR очень мало. И здесь необходима отраслевая кооперация, в результате которой на рынок выйдут специалисты совершенно новой квалификации.

- Как будут развиваться AR/VR-технологии в РФ? Каковы перспективы развития этого рынка в РФ?

- Мы ожидаем, что проникновение индустриального VR в России продолжит расти. Это будет поступательный рост по мере адаптации практик Индустрии 4.0 на российских промышленных предприятиях. Сегодня наблюдается достаточно высокий уровень осведомленности бизнеса о потенциале виртуальной и дополненной реальности. Компании-лидеры цифровой трансформации также способствуют расширению сценариев применения виртуальной и дополненной реальности, работая над пилотными проектами как inhouse, так и вместе с партнерами. Все будет зависеть от качественной обратной связи: чем полнее и раньше мы ее получим, тем быстрее произойдут изменения в производственной культуре.

Компании уже задумываются не о локальном применении технологии, а о централизованном внедрении, меняющем устоявшиеся подходы и методологии. Например, в нефтехимии стали уделять больше внимания VR-симуляторам для обучения производственного персонала и более эффективного управления рисками. Глобально это должно привести к созданию совершенно новой цифровой культуры на предприятиях.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты
Точка зрения

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости