Анна Устинова
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
13.08.2018

Ухудшение финансового положения мобильных операторов на всех развитых рынках заставляет их идти на слияния. Чаще всего происходит объединение третьего и четвертого игроков, но встречаются и иные комбинации. В России ситуация для сотовых компаний осложняется тем, что доходы они получают в дешевеющих рублях, а оборудование вынуждены приобретать за дорожающую валюту. Поэтому и на российском рынке можно ожидать укрупнения в рядах "большой четверки".

Доходы операторов в РФ и на других развитых рынках мобильной связи перестали расти из-за ценовой конкуренции (к примеру, 8 августа газета "Ведомости" сообщила о том, что "МегаФон" и Tele2 заметно снизили тарифы в нескольких российских регионах), высокого уровня проникновения услуги (в России он составляет около 180%) и растущей популярности OTT-сервисов типа Telegram или WhatsApp (отнимающих у операторов доходы от основных услуг, в т.ч. в роуминге). Помимо этого, по операторскому карману бьют и регуляторные инициативы – такие как Roam like at home в Евросоюзе (с 15 июня 2017 г. любой мобильный оператор в ЕС должен обеспечивать своим абонентам в других европейских странах обслуживание по домашнему тарифу) или отмена внутрисетевого роуминга в России (которую Федеральная антимонопольная служба анонсирована на прошлой неделе). Вступивший в силу 1 июля 2018 г. "закон Яровой" также не добавляет оптимизма телекоммуникационным компаниям, хотя реальные расходы на его исполнение и оказались на порядки меньше, чем пугали себя и других сами операторы.

Эти тренды, а также скорая необходимость масштабных инвестиций в сети пятого поколения (5G), привели во многих странах мира к процессу укрупнения игроков рынка мобильной связи. Например, еще в октябре 2014 г. компания Telefónica Deutschland (торговая марка О2) – третий по величине сотовый оператор в Германии – поглотила четвертого участника рынка: E-Plus Group. В апреле 2018 г. о планах слияния объявили Sprint и T-Mobile USA: также третий и четвертый игроки североамериканского рынка мобильной связи. В середине июня 2018 г. в Еврокомиссию поступил запрос на одобрение сделки по поглощению компании Tele2 NL (четвертого участника сотового рынка в Нидерландах) оператором T-Mobile NL – третьим по величине игроком. В июле 2018 г. CK Hutchison - владелец третьего игрока итальянского сотового рынка "3 Italy", договорился с VEON о выкупе у него акций четвертого оператора: Wind Tre (после завершения сделки CK Hutchison присоединит Wind к "3 Italy").

Встречаются и иные схемы укрупнения сотового рынка. В Индии в сентябре 2016 г. объединились второй и третий операторы мобильной связи: Vodafone India и Idea Cellular, а лидер рынка Bharti Airtel в 2017-2018 гг. последовательно скупил сотовые активы шестого по величине игрока (Tata group) и аутсайдера рынка Telenor India. Антимонопольные органы Мальты вот уже год рассматривают сделку по покупке крупнейшим национальным оператором – Melita Ltd третьего (и последнего) игрока – компании Vodafone Malta.

Похожих сделок стоит ожидать и в России, где ситуация для операторов усугубляется необходимостью валютных инвестиций в оборудование при получении дохода в постоянно дешевеющих рублях. В отрасли уже не раз обсуждались такие возможные комбинации, как Tele2 + "Билайн" (ПАО "ВымпелКом")", Tele2 + "Ростелеком", "МегаФон" + Tele2. Но до сих пор никому и в голову не приходило предположить, что объединиться могут два крупнейших по выручке и абонентской базе оператора – МТС (ПАО "Мобильные ТелеСистемы") и "МегаФон". Однако, слух об этом появился на прошлой неделе в Telegram-канале "Нецифровая экономика".

В качестве доказательств гипотезы о слиянии двух крупнейших сотовых компаний в РФ ее авторы приводят июльский делистинг "МегаФона" с Лондонской фондовой биржи и произошедший на прошлой неделе перевод кипрского холдинга, владеющего основными активами "МегаФона", в российскую юрисдикцию. Правда, эти действия можно объяснить и желанием основного бенефициара "МегаФона" – Алишера Усманова – снизить санкционные риски. Хотя как знать: если этот слух имеет под собой основания, может быть, такое объединение объясняется желанием лидеров выстоять на стагнирующем рынке сотовой связи России и стран СНГ.

И все же объединение МТС с "МегаФоном" выглядит весьма сомнительным даже для России, где нередки сделки, в которых политические аспекты находятся выше экономических. Следуя мировым трендам и просто здравому смыслу, логичнее бы выглядело объединение третьего и четвертого игроков российского сотового рынка - "Билайна" и Tele2. Наряду с экономической, в такой гипотетической сделке просматривается и политическая логика: стоящий за холдингом VEON (материнской структуры "Билайна) Михаил Фридман явно разуверился в сотовом бизнесе (поэтому VEON распродает активы по всему миру – от Италии до Пакистана и Бангладеш), а стоящий за Tele2 олигарх Юрий Ковальчук так и не смог повторить успех "Альфа-Групп" и Фридмана на рынке мобильной связи, поэтому явно не прочь избавиться от дорогой игрушки.

Но если посмотреть на несколько лет вперед, то просматривается еще один сценарий структурирования российского сотового рынка. Во многих странах мира регуляторы, вендоры и операторы связи сошлись во мнении, что основным частотным диапазоном для сетей 5G будет 3,4 - 3,8 ГГц. В России значительная часть этого диапазона в 75 регионах принадлежит компаниям группы FreshTel (ООО "ИнтерПроект"), полностью подконтрольной "Ростелекому". Последний уже второй год подряд предлагает себя на роль единого инфраструктурного оператора 5G в РФ, а участникам "большой четверки" отводит роль виртуальных операторов (MVNO) на этой сети. Частоты для пилотных зон в десятке точек России в 2018 г. "Ростелеком"/FreshTel получили – тогда как "Билайну" и МТС Госкомиссия по радиочастотам отказала в выделении ресурса для тестирования 5G.

Если справедливы прогнозы о том, что 5G – это "сеть сетей", то через несколько лет на сотовом рынке в России, явно свернувшей на тропу государственного капитализма, есть шанс воцарения одного игрока – "Ростелекома". А МТС, "МегаФон", "Билайн" и Tele2 могут оказаться в положении, схожем с независимыми сетями салонов мобильной связи после того, как "большая четверка" начала подминать основных сотовых ритейлеров под себя.