© ComNews
22.08.2018

Жители столицы из всех цифровых устройств больше всего тратят на смартфоны. Эти данные приводятся в исследовании Департамента информационных технологий города Москвы (ДИТ) и сайта частных объявлений Avito.ru. В среднем на электронные устройства московская семья ежегодно готова выделить 2% из своего бюджета - 38 тыс. руб. Согласно прогнозам ДИТ и Avito, к 2025 г. доля затрат на гаджеты увеличится в полтора раза.

По данным исследования ДИТ и Avito.ru, затраты москвичей на электронные устройства составляют 38 тыс. руб. в год (2% от общих доходов семьи). Согласно прогнозам, к 2025 г. их доля увеличится в полтора раза - в среднем до 3,1%.    

Специалисты выяснили, что в 2017 г. почти половина затрат москвичей на все цифровые устройства пришлись на смартфоны (45%). Важно отметить, что у 8 из 10 москвичей есть смартфон, тогда как пять лет назад он был только у каждого третьего.  

"Рост затрат связан с существенными изменениями структуры потребления "мобильников" за последние семь лет. Пользователи отказались от кнопочных телефонов в пользу "умных", выросло проникновение мобильного интернета, модель потребления контента сместилась в сторону гаджетов, - пояснили в Avito. - Кроме того, в столице довольно высока частота обновления смартфонов: москвичи приобретают новую модель в среднем один раз в два года. Таким образом, смартфоны заняли первое место по росту затрат среди всех типов цифровых устройств: с 2010 г. они увеличились в 5,6 раза".

На ноутбуки столичные жители тратили значительно меньше - всего 17% бюджета от всех трат на цифровые устройства, на телевизоры - 15%, на настольные компьютеры - 11%, на другие устройства - 7%, на планшеты - 5% и на мобильные телефоны - 1%.

К 2025 г. с развитием сетей связи нового поколения (5G), технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) и решений на базе искусственного интеллекта (ИИ) значительная часть расходов придется на новые типы устройств. В числе таких - устройства умного дома (умное освещение, умные розетки, умные системы безопасности), очки/шлемы виртуальной реальности, носимая электроника, роботы и т.д. По прогнозам, москвичи будут выделять на них уже не 7% своего бюджета, как в 2017 г., а 19%. Именно поэтому специалисты ДИТ и Avito назвали москвичей технологическими энтузиастами.

Набирают популярность умные часы и фитнес-браслеты: хотя бы одно из этих устройств есть у каждого третьего москвича в возрасте от 18 до 25 лет. Эксперты ожидают, что с ростом популярности ЗОЖ и сервисов телемедицины они перейдут в разряд массовых. Каждая десятая московская семья пользуется роботом-пылесосом. Устройствами для умного дома оборудовано уже 5% столичных домохозяйств. С расширением ассортимента решений, развитием сетей связи и сервисов у этих устройств есть все шансы стать массовыми.

При этом некоторые устройства стали изживать себя. Москвичи начали отказываться от телевизоров - их нет уже в каждом десятом домохозяйстве. Также теряют популярность электронные книги: ими пользуется 17% респондентов.

Согласно результатам исследования, 17% опрошенных развлекаются с помощью игровых приставок. Ноутбуки и планшетные компьютеры переживают пик популярности: их доля составляет 77% и 47% соответственно. А уровень проникновения настольных компьютеров снижается: они есть в 61% домохозяйств.

Наиболее высок уровень проникновения цифровых устройств среди пользователей в возрасте от 18 до 25 лет: 94% молодежи пользуется смартфонами, 29% - умными часами и фитнес-браслетами. По заключению экспертов, москвичи старших возрастных категорий также являются активными пользователями гаджетов. Смартфонами пользуется 77% респондентов в возрасте 50-59 лет и 64% - старше 60 лет. Умные часы и фитнес-браслеты применяет 12% опрошенных 50-59 лет и 5% - в возрастной категории "60+". Теряющие популярность электронные книги активнее всего читают пользователи старше 60 лет - 18%, что чуть выше среднего уровня проникновения этих устройств в Москве (17%).

Отвечая на вопросы о целях применения цифровых устройств, респонденты говорили о том, что предпочитают пользоваться развлекательными цифровыми сервисами на мобильных устройствах, и даже видео треть пользователей чаще смотрят на смартфоне или планшете.

Жители столицы отдают предпочтение мессенджерам нежели социальным сетям. Первые обошли вторые на 8 п.п. и стали самым популярным инструментом получения информации и общения: их использует 74% москвичей.

Как пояснили ComNews в ДИТ, понимание того, какими устройствами пользуются жители города и для каких целей, необходимо для того, чтобы правильно развивать городские электронные услуги. "В рамках разработки стратегии развития Москвы, в том числе проекта "Умный город", этот анализ необходим для того, чтобы понимать, как развиваются технологии, какими устройствами будут пользоваться москвичи в ближайшем будущем", - отметили в Департаменте.

Как сообщили ComNews в пресс-службе Avito, исследование проводилось в этом году: опрос ДИТ - в январе, а онлайн-опрос Avito - в июле.

ДИТ задавал москвичам вопросы по телефону о наличии основных типов цифровых устройств и профиле (цели/частоте) использования и получил 900 ответов. Также в исследование включены данные аналитиков Департамента по изучению рынка цифровых устройств, отслеживающих динамику продаж, наличный парк и другие показатели.

Avito опросил в интернете более 1500 человек и проанализировал информацию по объявлениям со своего сайта о продаже цифровых устройств за 2016-2017 гг.

В пресс-службе Avito сообщили ComNews, что планируют сделать исследование ежегодным. По их словам, это поможет анализировать динамику проникновения цифровых устройств, затрат москвичей на цифровые устройства и изменения модели их потребления.