выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
24.09.2018

Обсуждение того, нужна ли в нефтегазовой отрасли, а также в непрерывных отраслях промышленности в целом единая референтная модель цифровой компании и какие структуры способны разработать такую модель, стало главной темой заключительного круглого стола IV федерального ИТ-форума нефтегазовой отрасли России "Smart Oil & Gas: Цифровая трансформация нефтегазовой индустрии", который состоялся в конце прошедшей недели в Петербурге. Организатором форума выступила ГК ComNews.

В круглом столе (в качестве выступающих, а также слушателей) приняли участие представители крупнейших нефтегазовых предприятий и ИТ-компаний, а также эксперты крупных международных консалтинговых агентств.

Большинство из них согласилось, что под референтной моделью нужно понимать эталонную модель организации бизнеса, разработанную для конкретной отрасли экономики. В референтных моделях определены типовые бизнес-процессы, как правило, верхнего уровня, а также горизонтальные и вертикальные связи.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что референтная модель цифровой компании в нефтегазовой отрасли, а также в непрерывных отраслях промышленности в целом безусловно является благом - как для отдельных компаний, так и для отраслей в целом. Она может стать общим знаменателем, который необходим компаниям для того, чтобы успешно развивать цифровую платформу не только внутри одного предприятия, но и иметь возможность обмениваться информацией и наработками с коллегами по отрасли с гарантией того, что наработки одной компании смогут быть успешно использованы в работе другой.

Тем не менее есть нюансы, на которые обращают внимание эксперты. Речь, среди прочего, идет о том, что у компаний (работающих в одной отрасли) есть определенные различия в бизнес-процессах. И с этими особенностями компании расстаются тяжело, даже если предложенная лидерами рынка референтная модель лучше по всем статьям.   

Кроме того, поскольку референтная модель предусматривает внедрение устоявшихся лучших практик, открытым остается вопрос о том, существуют ли в нефтегазовой отрасли (а также в других отраслях) эти самые единые устоявшиеся лучшие практики, которые были бы единодушно признаны участниками рынка.

По сути, пока цифровые данные, которые собирает отдельно взятая компания, работающая в той или иной индустрии, не доступны для других игроков рынка. Это приводит к тому, что соответствующим ИТ-системам компании не хватает данных для машинного обучения. На мировом уровне в нефтегазовой отрасли эта проблема решается при помощи операторов данных, которые, работая с различными нефтегазовыми компаниями, собирают данные и в обезличенном виде предоставляют доступ к ним участникам рынка. Таким образом, ИТ-системы компаний получают больший объем данных и способны развиваться на базе машинного обучения. В России же пока нет подобных попыток.  

По мнению председателя совета директоров ГК "Аплана" Тагира Яппарова, необходимо работать с теми данными, которые генерируются в рамках работы предприятий одной индустрии на единой площадке. По его словам, нужно как минимум решить вопрос о том, чтобы индустрия работала с данными по единым стандартам и участники рынка могли бы работать с ними совместно. Тогда можно уже говорить о создании референтной модели.     

По мнению директора по исследованиям, менеджера программы исследования цифровой трансформации в Восточной Европе компании IDC (Россия и СНГ) Елены Семеновской, в вопросе внедрения референтной модели необходимо соблюсти баланс. Референтная модель безусловно способна ускорить внедрение и предложить лучшие практики в рамках процесса цифровизации компании, но особенности, уникальность работы той или иной компании желательно сохранить. Это в том числе позволит предлагать определенные инновационные сервисы на базе цифровой платформы компании, что в конечном счете дает ей конкурентное преимущество.

Руководитель центра цифровых инноваций ПАО "Газпром нефть" Владимир Воркачев отметил, что для большей эффективности применения референтной модели цифровой компании (если таковая будет создана) следовало бы ограничить ее применение бизнес-процессами верхнего уровня, оставив иные бизнес-процессы внутри компании на ее собственное усмотрение.

Немаловажным является и то, кто будет выступать инициатором создания референтной модели цифровой компании, какие структуры способны разработать такую модель. Участники дискуссии отметили, что инициатива должна исходить от самих отраслевых компаний - лидеров рынка. При этом начинать можно с внедрения единых бизнес-процессов в рамках одной компании, поскольку зачастую крупные компании имеют распределенную структуру и приведение процессов цифровизации в единый стандарт в рамках одной компании - уже немалый шаг. Кроме того, в этом процессе нарабатываются те самые лучшие практики, которые потом могут стать полезным опытом и при создании референтной модели во всей отрасли.

Старший менеджер отдела корпоративной архитектуры департамента информационно-технологического обеспечения ПАО "Лукойл" Андрей Мурашко указал на то, что для создания референтной модели цифровой компании нужно следовать в русле деятельности международных профессиональных сообществ, адаптировать глобальные стандарты и распространять их на российскую нефтегазовую отрасль.   

Важным звеном в создании референтной модели цифровой компании может стать и самоорганизация компаний отрасли в форме некоего объединения или ассоциации. В такую ассоциацию могли бы войти компании - лидеры рынка, а также представители экспертного сообщества и разработчики ИТ-решений. Индустрия, таким образом, сможет выступить как единый заказчик того, в чем нуждается.

При этом, по мнению Елены Семеновской, не следует забывать и о роли государства, которое может помочь в процессе создания референтной модели цифровой компании. Отметим, кстати, что государству, которое сейчас активно занимается финализацией национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", следовало бы обратить особое внимание на создание референтных моделей цифровой компании в различных отраслях экономики и помочь в этом процессе участникам рынка. Такие референтные модели, принятые в разных индустриях, могли бы стать "кирпичиками" для построения единой модели цифровой экономики в РФ. Без такой модели браться за создание цифровой экономики, которая охватывает вертикальные рынки, государственное управление и все аспекты жизни граждан, как минимум, рискованно. Ведь даже при ремонте в квартире разумный хозяин сначала чертит на бумаге план расстановки мебели, а у не очень разумного рабочие несколько дней подряд таскают шкафы и диваны из комнаты в комнату.