© ComNews
26.09.2018

Специалисты компании AC&M внесли изменения в прогноз по развитию рынка мобильной связи в России. Первоначальный отчет специалисты составили в конце июня 2018 г., но AC&M пришлось внести в прогноз корректировки из-за изменения направления деятельности игроками рынка.

Автор сентябрьского отчета управляющий партнер AC&M Михаил Алексеев сообщает, что первоначальный прогноз предполагал весьма умеренный рост в сегменте VAS (value added services - дополнительные услуги) - примерно 5% в год, с 90 млрд руб. в 2017 г. до 115 млрд руб. в 2022 г. "Ожидалось, что этот рост будет достигнут главным образом за счет мобильной рекламы и таргетированных рассылок формата A2P (application-to-peer). Беспрецедентная активность операторов в сегменте мобильных финансовых платежей заставляет AC&M пересмотреть прогноз и констатировать, что рост выручки операторов от VAS может превысить в среднем 10% в год на отрезке 2017-2022 гг. за счет более динамичного развития в сегменте мобильных финансовых услуг", - комментирует Михаил Алексеев.

Он поясняет, что основная масса дополнительной выручки операторов появится в результате увеличения за пять лет в два-три раза оборота денежных переводов. "Несмотря на то что сами по себе переводы не трансформируются автоматически в выручку для мобильных операторов, дополнительный транзит денежных средств через счета, привязанные к номеру телефона, позволят операторам заработать еще 15-20 млрд руб. в год - по итогам 2017 г. совокупная выручка от МФС составляла не более 8-9 млрд руб. В первой половине 2018 г. мобильные операторы продолжают агрессивно расширять свое присутствие на рынке розничных финансовых услуг. На конец II квартала 2018 г. совокупная численность расчетных и кредитных карт, выданных МТС, "МегаФоном", "ВымпелКомом" (совместно с Альфа-Банком) и другими операторами в сотрудничестве с различными кредитно-финансовыми учреждениями, составило 5 млн. Для сравнения, один из крупнейших эмитентов пластиковых карт, не имевший до последнего времени физических точек продаж, - Банк Тинькофф, смог привлечь 6 млн клиентов за 10 лет (операторам потребовалось для этого три года). По данным операторов, оборот по их картам в среднем уже составляет около 10 тыс. руб. в год (в два раза больше, чем год назад, когда МТС и "МегаФон" на двоих имели менее 2 млн клиентов банковских услуг", - такие данные приводит в отчете Михаил Алексеев.

Управляющий партнер AC&M считает, что радикальным шагом на пути дальнейшей экспансии в розничном банковском бизнесе стала отмена комиссии за перевод платежей по номеру телефона без использования банковских реквизитов. Вместе с возможностью выводить средства со своего мобильного счета эта услуга становится реальным конкурентом для популярных в 2018 г. переводов "с карты на карту".

Говоря о барьерах в развитии мобильных финансовых сервисов для операторов связи, Михаил Алексеев сказал корреспонденту ComNews, что необходимо изменить субъективное представление потенциального потребителя о том, насколько комфортны мобильные платежи, то есть обеспечить уверенность в том, что мобильный счет - настолько же удобное, ликвидное и надежное средство хранения и расчетов, как и банковский счет. 

Вторым серьезным барьером он называет спектр товаров и услуг, которые можно оплатить с мобильного счета. "Если удобно будет платить только за связь, коммуналку и импульсные покупки в интернете, то среднемесячный оборот по мобильным счетам будет оставаться ниже 10 тыс. руб. (квартплата плюс электричество и вода, проездной на общественный транспорт плюс оплата интернета и одного-двух мобильных счетов). Привлекательность платежного средства растет по мере того, как очевидной становится его универсальность", - говорит Михаил Алексеев.

В отчете также раскрываются показатели предыдущего года. По оценкам 2017 г. оборот рынка операторских мобильных финансовых сервисов в России растет на 15-20% в год и по итогам года достиг 100 млрд руб. Общее количество пользователей превысило 45 млн, однако пока это составляет менее чем 20% от всей совокупности абонентов операторов (за вычетом SIM-карт, которые используются в IoT-системах). Размер операторской комиссии от услуг мобильной коммерции составляет от от 2% до 20% (в среднем - 5-7%). Доля абонентов, использующих мобильные финансовые сервисы в России, заметно ниже общемирового показателя и значительно ниже показателей в развитых странах: так, например, в Японии эта доля составляет 58%, в США - 40%, в Великобритании - 28%. Специалистам AC&M очевидно, что охват услугами МФС будет постепенно расти и, вероятно, достигнет средних европейских показателей. При сравнении показателей российского и глобального рынков операторских мобильных финансовых услуг видна существенная разница в структуре оборота - переводы занимают значительно большую часть рынка в России, чем в мире в целом.

Структура российского рынка мобильных переводов в отношении доходов операторов выглядит следующим образом: большую часть (55%) пока еще занимают переводы с мобильного на мобильный. Еще 30% приходятся на переводы с мобильного счета на банковские карты, а оставшиеся 15% - на переводы Mobile2Cash, то есть переводы с использованием систем денежных переводов для вывода денег. Около 85% операций совершаются внутри страны. Среди оставшихся 15% большую долю составляют переводы в страны СНГ, лидерами среди которых являются Таджикистан и Армения.

По данным отчета, средний размер мобильного перевода составляет 2500 руб., а среднее количество переводов - 3,7 в месяц. Усредненный показатель операторской комиссии для мобильных переводов составляет около 5%.

Главным препятствием на пути развития МФС Михаил Алексеев видит комиссиию, которую посредники берут за перевод. "Это общая тенденция для любых переводов и платежей. 10 лет назад единственной возможностью для почти моментального безналичного перевода были системы моментальных платежей, которые брали более 5% от суммы перевода. Ситуация изменилась в 2015 г., когда массовое распространение получили услуги перевода "с карты на карту". Сейчас подавляющее большинство банков обеспечивают моментальный перевод средств с комиссией 1,5%, но не менее 30 руб.", - описывает ситуацию в отчете Михаил Алексеев и отмечает, что до последнего времени у этого способа было два принципиальных недостатка - проблемы с обналичиванием и ограниченный круг услуг и товаров, за которые можно заплатить. Он замечает, что в настоящий момент ситуация меняется. Операторы стали активно привязывать номера к пластиковым счетам, это постепенно устраняет проблемы с выводом средств. Одновременно расширяется сфера применения мобильного счета для оплаты более широкого круга услуг и товаров.

Тот факт, что переводы занимают значительно большую часть рынка в России, чем в мире, характерен для большинства развивающихся рынков. Так, например, в Индии переводы составляют около 50% от общего оборота рынка, в странах Африки - около 80%, а для сравнения, в Западной Европе - только 14%.

"Прогнозируя вероятные объемы дополнительных поступлений, которые операторы могут получить за счет экспансии на рынке розничных банковских услуг, нельзя игнорировать тот факт, что Россия разительно отличается от тех стран, где мобильные операторы успешно конкурируют с традиционными банками, - Кении, Танзании, стран Экваториальной Африки, Индии, Бангладеш, Филиппин, Индонезии. В отличие от перечисленных рынков, Россия демонстрирует относительно высокое насыщение банковскими услугами вообще и отдельными продуктами в частности - например, относительно большой охват пластиковыми банковскими картами. Тем не менее МФС-сегмент имеет все шансы превратиться в относительно массовый бизнес. При этом переводы и платежи, привязанные к номеру телефона, не обязательно будут восприниматься потребителем как альтернатива традиционным банкам, а скорее как дополнительная возможность для определенных ситуаций", - рассказывает Михаил Алексеев.

По его убеждению, есть три обстоятельства, которые заставляют всерьез говорить о перспективе развития прямых переводов "по номеру телефона" в России. "Во-первых, в России еще остается достаточно большая армия людей, охваченных услугами мобильной связи, но не охваченных банковскими продуктами. Это пожилые россияне, дети в возрасте 12-14 лет, у которых нет паспорта, но которые уже могут быть вовлечены в экономическую деятельность, - операции купли, продажи и обмена. Кроме того, в России имеется огромная армия мигрантов, многие из которых не располагают возможностью получить банковские услуги. Во-вторых, примерно четверть всего объема переводов приходится на операции объемом менее 2000 руб. Не менее 10% от общего объема переводимых средств приходятся на платежи размером 300-500 руб. Для таких платежей минимальная комиссия в 30 руб. становится весьма существенной (6-10%). Переводы без комиссии станут важным альтернативным инструментом для потребителей, в практике которых присутствуют частые транзакции малого размера. В-третьих, переводы на номер мобильного телефона будут более привлекательными для тех самозанятых граждан, которые не хотели бы по разным причинам демонстрировать эпизодические альтернативные источники заработка, - например, репетиторы, сиделки, представители строительных специальностей, тренеры", - рассказывает Михаила Алексеев.

"Скептики утверждают, что операторам никогда не составить конкуренции крупнейшим розничным банкам, таким как Сбербанк или ВТБ. Действительно, Сбербанк обслуживает, по разным оценкам, от 65% до 70% всех переводов "с карты на карту" в России и на несколько порядков превышает обороты в сегменте МФС всех мобильных операторов. Между тем число розничных клиентов Сбербанка России составляет примерно 86 млн человек, а число абонентов мобильной связи - не путать с числом SIM-карт - примерно 131 млн. Только МТС и "МегаФон", которые объявили 17 сентября об устранении комиссии за переводы со счета на счет своих абонентов (см. новость ComNews от 20 сентября 2018 г.), обслуживают более 150 млн SIM-карт, или примерно 80 млн абонентов", - комментирует Михаил Алексеев. Он считает, что есть все основания полагать, что к инициативе присоединятся остальные операторы - "ВымпелКом" и Tele2.

"По итогам 2017 г. переводы "с карты на карту" в России, по данным ЦБ РФ, составили около 19 трлн руб. Один Сбербанк осуществляет таких операций более чем на 13 трлн в год. Даже если предположить, что на мобильных операторов придется 2-3% от общего объема таких переводов, обороты в сегменте МФС вырастут в четыре-шесть раз по сравнению с текущими объемами, а совокупная выручка операторов от оказания мобильных финансовых услуг - в три-четыре раза, до 20-25 млрд руб.", - подводит в отчете итог Михаил Алексеев.

Корреспонденту ComNews в пресс-службе ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) сообщили, что в целом выводы AC&M выглядят убедительно. "Мы рассчитываем, что бесплатные потребительские переводы между абонентами МТС и "МегаФона" станут комфортным способом для абонентов не только для расчетов между собой, но и для оплаты с мобильного счета различных продуктов и услуг. Сейчас с мобильного можно оплачивать услуги ЖКХ, покупки в онлайн-магазинах, штрафы ГИБДД, услуги фиксированного интернета, покупки в онлайн-играх и еще сотни сервисов", - добавили в пресс-службе МТС и назвали финтех одним из стратегических направлений компании.

Представитель ООО "Т2 Мобайл" (Tele2) сообщил, что итоги работы Tele2 на рынке мобильной коммерции подтверждают выводы экспертов. "Все больше пользователей услуг Tele2 выбирают мобильный телефон в роли надежного и удобного платежного инструмента. Учитывая это, мы постоянно расширяем возможности мобильных финансовых сервисов и пополняем список партнеров. Платформа "Другие правила" сформировала вектор развития мобильных финансовых сервисов: простые услуги вроде денежных переводов и виртуальной карты трансформировались в сложные по своему наполнению сервисы, которые позволяют клиентам выбирать наиболее выгодные условия и поставщика услуги из пула партнеров Tele2. Со своего мобильного телефона клиенты могут оплачивать парковку и автоштрафы, делать взносы по кредиту, жертвовать деньги на благотворительность и пополнить транспортную карту. Перспективными мы считаем синергию с банковскими сервисами, партнерство с бесконтактными платежными системами и системами денежных переводов, а на фоне расцвета онлайн-торговли мы фокусируемся на сотрудничестве с интернет-магазинами", - прокомментировал представитель Tele2.

В пресс-службе ПАО "МегаФон" также согласны с выводами AC&M. Там отметили, что переводы и оплата товаров и услуг со смартфона становятся все более популярными. "Уже сегодня Россия занимает одно из лидирующих мест по скорости проникновения бесконтактных платежей. По данным "МегаФона", свыше 20% абонентов уже платят со счета телефона. Совместно с компанией МТС мы предлагаем удобный, выгодный и безопасный финансовый сервис, который позволяет просто и без комиссии переводить средства по номеру мобильного телефона между нашими абонентами. Уверены, что это уникальный случай в индустрии, когда ради новых возможностей и выгод клиента конкуренты на одном рынке становятся партнерами", - комментируют в пресс-службе "МегаФона".

Специалист пресс-службы ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") сообщил, что, по данным за II квартал 2018 г., выручка по карте "Билайн" увеличилась на 35% (по сравнению с I кварталом 2018 г.). "Выручка по денежным переводам выросла на 123% по сравнению со II кварталом 2017 г., выручка по продажам страховок - на 46%", - комментирует показатели выручки "Билайна" специалист пресс-службы.