© ComNews
15.10.2018

Объем продаж ноутбуков на российском рынке за девять месяцев 2018 г. вырос в денежном выражении на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост в натуральном выражении составил 10%. Такие данные приводит ретейлер "Связной-Евросеть".

По данным "Связной-Евросеть", с января по сентябрь текущего года всего в России было продано 2 млн ноутбуков на сумму 67 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост в натуральном выражении составил 10%, в денежном - 23%.

По итогам девяти месяцев 2018 г. продажи ноутбуков самой высокой ценовой категории - свыше 69 тыс. руб. - составили 8% в штуках и 23% в деньгах, в то время как за девять месяцев 2017 г. на них приходилось лишь 5% и 17% соответственно. Ноутбуки ценовой категории 41-69 тыс. руб. имеют долю 16% (+5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.) в штуках и 25% (+6%) в переводе на рубли.

Средний ценовой сегмент - от 26 тыс. до 41 тыс. руб. - занимает 29% (-1%) рынка в штуках и 27% (-4%) - в деньгах. Наконец, продажи гаджетов до 26 тыс. руб. в январе-сентябре 2018 г. составили 47% (-6%) в количестве и 26% (-7%) в деньгах.

Лидерами рынка в натуральном выражении стали Lenovo с долей 22%, Hewlett-Packard (НР), доля которого в штуках - 21%, а также Asus, Acer и Apple с долями рынка 20%, 18% и 6% соответственно. В переводе на рубли та же пятерка лидеров расположилась в другом порядке: Asus - 20% от общего объема продаж в деньгах, на Lenovo и Hewlett-Packard пришлось по 19% от продаж, еще по 16% - на Apple и Acer.

Как рассказал директор по стратегическому планированию и анализу объединенной компании "Связной-Евросеть" Сергей Белозеров, по данным компании "Связной-Евросеть", за периоды I-III кварталов 2017-2018 гг. доля проданных ноутбуков Apple выросла в денежном выражении на 5%, доля HP - на 1%, уровень продаж Lenovo остался на том же уровне. Доля проданных ноутбуков Acer уменьшилась на 1%, а доля Asus - на 2%.

В штучном выражении динамика, по данным компании "Связной-Евросеть", иная. В этом году место компании Dell с 6% доли от общих продаж ноутбуков в России заняла компания Apple с теми же показателями. Доля компании Lenovo не изменилась. Доля компании HP на рынке ноутбуков выросла на 2%. Общая доля компании Acer на рынке снизилась на 1%. Компания Asus потеряла 2% общего количества проданных ноутбуков в России.

По итогам девяти месяцев текущего года в топ-5 самых популярных моделей лэптопов на российском рынке ноутбуков представлены только два бренда. Lenovo с моделями IdeaPad 320-15IAP, IdeaPad 320-15AST, IdeaPad 320-15ISK, IdeaPad 320-15IKB занял первое, второе, третье и пятое места. Четвертое место по популярности в России в 2018 г. - у Apple MacBook Air MQD32.

"Более высокая динамика роста рынка в рублях, нежели в штуках, объясняется изменением предпочтений покупателей, которые все чаще делают выбор в пользу более дорогостоящих моделей. Они предназначены, как правило, для требовательных к "железу" компьютерных игр и работы в продвинутых графических редакторах. Средняя стоимость лэптопа на российском рынке в 2018 г. выросла по сравнению с прошлым годом на 12% - с 31 тыс. до 34,7 тыс. руб.", - отмечает Сергей Белозеров.

Он рассказал, что в I квартале 2018 г. продажи ноутбуков в России составили 752 тыс. штук, на сумму более 26 млрд руб. Во II квартале 2018 г. - 624 тыс. ноутбуков, на сумму более 23 млрд руб.

Как сообщил Сергей Белозеров, российский рынок ноутбуков начал стабилизироваться еще год назад. "Ноутбук стал устройством для людей, которым функционала и мощности планшетного компьютера недостаточно, а форм-фактор планшета неудобен для повседневной работы. Покупатели готовы приобретать сравнительно дорогое и мощное устройство с большей диагональю экрана. Продажи планшетов за девять месяцев в штучном выражении снизились на 20% по сравнению с девятью месяцами 2017 г., а в денежном выражении - на 6%", - подчеркнул Сергей Белозеров.

Руководитель направления "домашний офис" группы "М.Видео-Эльдорадо" Алексей Помозов рассказал, что, по оценке компании, рынок ноутбуков по итогам девяти месяцев 2018 г. составил 2 млн штук и 68 млрд руб., что, соответственно, на 14% и 25% выше, чем годом ранее. "В группе "М.Видео-Эльдорадо" рост был выше, чем в целом по рынку: спрос на ноутбуки в сетях "М.Видео" и "Эльдорадо" вырос на 18% в штуках и на 30% - в денежном выражении", - уточнил он.

"Позитивный тренд должен сохраниться до конца года, поэтому можно ожидать, что показатели 2018 г. будут выше, чем прошлогодние. И главное, что это не просто сезонный всплеск: после пиковых продаж 2012-2013 гг. пришло время менять оборудование, поэтому мы видим стабильный рост практически во всех сегментах компьютерной техники - ноутбуках, моноблоках, десктопах и, как следствие, в компьютерной периферии. Лидеры рынка ноутбуков - по-прежнему Lenovo, HP, Acer и Asus. Наиболее заметные изменения у Apple: спрос на ноутбуки этого бренда вырос практически вдвое относительно аналогичного периода прошлого года", - отметил Алексей Помозов.

Алексей Помозов также рассказал, что спрос в сегменте смещается в сторону более продвинутых и функциональных моделей, поэтому как таковой конкуренции между ноутбуками и планшетами нет. "Те задачи, под которые приобретают ноутбук, по большей части не удобно делать на планшете. Скорее можно говорить о некоей конкуренции между планшетами и смартфонами с большой диагональю - сходный функционал и форм-фактор", - подчеркнул Алексей Помозов.