главный редактор группы компаний ComNews
Стандарт
30.06.2018

Лавинообразно нарастающее в России количество всевозможных конференций государственного уровня, на которых обсуждаются вопросы цифровой экономики, практически не приблизило власть и бизнес к пониманию сути предмета. Зато выкачало из бюджетов государства и компаний немалые деньги и потребовало множества человеко-часов, которые могли быть потрачены на создание уникальных продуктов, проработку значимых проектов и, в конечном счете, на построение в РФ цифровой экономики не на словах, а на деле.

Эту мысль, которая последние пару лет волнует все больше умов, публично выразил председатель совета директоров Qiwi Борис Ким на закрывающей сессии Х Международного ИТ-форума с участием стран БРИКС и ШОС, состоявшегося 5‑6 июня 2018 года в Ханты-Мансийске. "Количество всевозможных площадок для обсуждения цифровой экономики зашкаливает, и мы тратим огромное время и деньги на то, чтобы везде успеть, – ​заявил он. – ​Мы ждем от государства усиления фокуса, чтобы за всеми этими многочисленными дискуссиями не потерять цель". Слова Бориса Кима по силе сравнимы с возгласом "А король-то – ​голый!" из уст мальчика в сказке Андерсена.

Действительно, не проходит и месяца без какой-нибудь конференции с участием первых лиц государства и крупного бизнеса, где основной темой является цифровая экономика. Причем в силу того, что понятие это всеобъемлющее, под его флаг встали и традиционные индустриальные мероприятия. Например, выставка "Иннопром" в Екатеринбурге многие годы была площадкой для встречи промышленников. Но вот уже третий год подряд красной нитью через ее деловую программу проходит тема цифровой экономики. И это вроде бы закономерно, ведь создание цифровых заводов и превращение промышленных предприятий в real-time enterprise является ключевой задачей их развития (да что там – ​выживания!). Но это мероприятие – ​далеко не единственное.

Рассмотрим для примера текущий год. В феврале 2018 года состоялись "Инфофорум" (при поддержке Госдумы, Совбеза, ФСБ, МВД, ФСТЭК и др.) и "Российский инвестиционный форум" в Сочи (его организует приближенный к Кремлю фонд "Росконгресс"), в апреле – ​"Петербургский цифровой форум" (правительство Петербурга и Сбербанк), в мае – ​"Петербургский международный экономический форум" ("Росконгресс") и форум "Цифровая индустрия промышленной России" (ЦИПР) в Иннополисе (за этим мероприятием стоит ГК "Ростех"), в июне – ​уже упомянутый ИТ-форум в Ханты-Мансийске (правительство ХМАО, МИД, Минцифраз), в июле – ​"Иннопром" (Минпромторг), в сентябре – ​"Восточный экономический форум" во Владивостоке ("Росконгресс").

Из опыта предыдущих лет во втором полугодии мы можем ожидать конференций "Взгляд в электронное будущее" ("Ростелеком"), "Открытые инновации" ("Сколково"), "Космос как бизнес" (Роскосмос) и др. Иногда мероприятия на схожую тему буквально наползают друг на друга: например, в сентябре состоится форум "Интеллектуальные транспортные системы России", который поддерживает Росавтодор, а в октябре – ​конференция "Интеллектуальные транспортные системы" от Аналитического центра при правительстве РФ и мероприятие "Роль и место интеллектуальных транспортных систем в сети платных автомобильных дорог" (ITSonROAD) от ГК "Автодор".

На каждое из этих мероприятий федеральные органы власти и, особенно, госкорпорации тратят большие деньги. Но это – ​полбеды. Большинство из них привлекает еще и деньги спонсоров, которыми выступают в основном ИТ-компании и разработчики цифровых решений. Процесс привлечения спонсоров государственными структурами далек от рыночных механизмов. Когда некое министерство или госкорпорация обращается к вендору N с предложением выступить спонсором их мероприятия, последний понимает, что ситуация тут – ​как в фильме "Крестный отец", и отказаться от предложения невозможно. Вендор N осознает: если сегодня он не уважит просьбу, то завтра его прокатят с крупным тендером. И все понуро несут спонсорские взносы.

После того как тематика цифровой экономики разлилась ровным слоем по десяткам государевых конференций, ИТ-компании – ​будь то, скажем, зарубежный SAP или российская "1С" – ​вынужденно спонсируют все эти мероприятия и кочуют с одного на другое. ИТ-отрасль превратилась в эдакий Cirque du Soleil на непрекращающихся гастролях. Результат этого циркового представления печален: за пять лет разговоров об импортозамещении в ИТ прорывов так и не случилось. В частности, действительно российской операционной системы или СУБД как не было, так и нет. Даже пакет офисных программ "Мой офис", который создала компания "Новые облачные технологии" (НОТ), по отзывам крупных корпоративных заказчиков пока далек от совершенства. Но вместо того чтобы направить все средства и человеческий капитал на доработку продуктов, НОТ тратит время и деньги на гастролирование по конференциям госструктур.

Государство – ​в лице Минцифраза или АНО "Цифровая экономика" – ​должно выбрать две-три площадки, на которых будет вестись высокоуровневая дискуссия по вопросам цифровой экономики, и дать об этом четкий сигнал рынку. Иначе пар по-прежнему будет уходить в свисток и вместо цифровой экономики мы рискуем построить цирковую.

Журнал "Стандарт" №6 (185) июнь 2018